войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Влияние Яна ван Эйка на прерафаэлитов покажет Национальная галерея в Лондоне

Нынешней осенью один из самых знаменитых экспонатов лондонской Национальной галереи — «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка — впервые будет демонстрироваться вместе с работами прерафаэлитов и их преемников. Выставка «Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты» покажет глубокое влияние этого шедевра XV века на членов Братства и прольёт свет на то, как четыре столетия спустя эти молодые британские художники отреагировали на одну из самых интересных особенностей картины — выпуклое зеркало.
Влияние Яна ван Эйка на прерафаэлитов покажет Национальная галерея в Лондоне
«Это самая лучшая картина в мире», — сказал в 1897 году живописец Эдвард Бёрн-Джонс о «Портрете четы Арнольфини».
Ключевые картины прерафаэлитов для выставки «Отражения» предоставила галерея Тейт Британия. В их числе — «Мариана» (1851) Джона Эверетта Милле, «Юность Девы Марии» (1848 — 1849) Данте Габриэля Россетти, «Пробудившийся стыд» (1853) Уильяма Холмана Ханта и «Прекрасная Изольда» (1858) — единственное законченное произведение станковой живописи в творчестве Уильяма Морриса.
Эта знаковая экспозиция даст зрителям уникальную возможность увидеть эти полотна рядом с работой, которая их вдохновила.
  • Джон Эверетт Милле, «Мариана» (1851). Галерея Тейт Британия
  • Данте Габриэль Россетти, «Юность Девы Марии» (1848/9). Галерея Тейт Британия
Помимо внушительной подборки картин из публичных и частных коллекций, посетители Национальной галереи смогут увидеть два примечательных выпуклых зеркала. Одно принадлежало Россетти, а вторым пользовался импрессионист Уильям Орпен. В залах расположатся также ранние фотографии, рисунки, архивные материалы, относящиеся к приобретению «Портрета четы Арнольфини» и репродукция ещё одного шедевра ван Эйка — Гентсткого алтаря — созданная в викторианскую эпоху.
«Портрет четы Арнольфини» Национальная галерея в Лондоне приобрела в 1842 году, когда с момента её о

«Портрет четы Арнольфини» Национальная галерея в Лондоне приобрела в 1842 году, когда с момента её основания исполнилось лишь 18 лет. Картина сразу покорила викторианскую аудиторию как редкий пример ранней голландской живописи в английской коллекции. По сей день Национальная галерея остаётся единственным в Великобритании музеем, где хранятся работы Яна ван Эйка.

В 1848 году несколько молодых художников-студентов, обескураженные академическим подходом к живописи и обучению в Королевской академии художеств, создали Братство прерафаэлитов. Название отражало их интерес к искусству позднего Средневековья и раннего Ренессанса — того, что появилось «до Рафаэля».


Слева: Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434). Национальная галерея в Лондоне

Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти были очарованы «Портретом четы Арнольфини», который висел в том же здании, где они учились. Утончённая техника и использование зеркала настолько восхитили художников, что критики окрестили прерафаэлитов «преванэйковцами», подчёркивая влияние картины на их искусство и видение.
«"Портрет четы Арнольфини» ван Эйка оказал гипнотическое влияние на молодых прерафаэлитов. Вдохновлённые его правдивой природой и элегантной символикой, они сделали революцию в британской живописи", — подчеркнула один из кураторов экспозиции Сьюзан Файстер.
Выпуклое зеркало, в котором видно отражение самого ван Эйка, оставило неизгладимое впечатление на пр


Выпуклое зеркало, в котором видно отражение самого ван Эйка, оставило неизгладимое впечатление на прерафаэлитов. Они интерпретировали его не только как искажающее, умножающее и отражающее приспособление, но и как способ передать сложную психологическую драму.

На выставке собраны картины с изображением зеркал, том числе — «Пробудившийся стыд», где изображена женщина и её любовник. Здесь в зеркале отражается вид из окна, куда смотрит героиня — своеобразный намёк на то, что она может искупить свою постыдную жизнь.


Слева: Уильям Холман Хант, «Пробудившийся стыд» (1853). Галерея Тейт Британия

Члены Братства часто помещали своих героинь в интерьеры с зеркалами. Среди таких полотен — «Лукреция Борджиа» (1860/1) Россетти и «Сладкое ничегонеделание» (1866) Ханта.
Легенда о «Леди из Шалота», входящая в цикл о короле Артуре, также занимала воображение прерафаэлитов. Они часто изображали волшебницу, которая из-за проклятия могла наблюдать за внешним миром лишь через зеркало. На выставке «Отражения» можно будет увидеть, как интерпретировали эту историю Уильям Холман Хант, Джон Уильям Уотерхаус и Элизабет Сиддал. Кстати, в своей «Волшебнице Шалот» Хант использовал ещё одну деталь с «Портрета четы Арнольфини» — пару остроносых шлёпанцев.
  • Ян ван Эйк, фрагмент «Портрета четы Арнольфини»
  • Уильям Холман Хант, фрагмент «Волшебницы Шалот»
К 1860-м годам первоначальное Братство прерафаэлитов распалось, и каждый художник пошёл своим путём. Но выпуклое зеркало ван Эйка стало важным источником вдохновения для их последователей — Уильяма Орпена, Марка Гертлера и Чарльза Шеннона. В начале 1900-х годов они тоже включали отполированные поверхности в свои автопортреты и интерьеры. Среди них — «Зеркало» Орпена и «Натюрморт с автопортретом» Гертлера.
  • Уильям Орпен, «Зеркало» (1900). Галерея Тейт Британия
  • Марк Гертлер, «Натюрморт с автопортретом»
Выставка «Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты» в Национальной галерее в Лондоне откроется 2 октября 2017-го и будет работать до 2 апреля 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне