«Портрет четы Арнольфини» Национальная галерея в Лондоне приобрела в 1842 году, когда с момента её основания исполнилось лишь 18 лет. Картина сразу покорила викторианскую аудиторию как редкий пример ранней голландской живописи в английской коллекции. По сей день Национальная галерея остаётся единственным в Великобритании музеем, где хранятся работы Яна ван Эйка.
В 1848 году несколько молодых художников-студентов, обескураженные академическим подходом к живописи и обучению в Королевской академии художеств, создали Братство прерафаэлитов. Название отражало их интерес к искусству позднего Средневековья и раннего Ренессанса — того, что появилось «до Рафаэля».
Слева: Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434). Национальная галерея в Лондоне
Выпуклое зеркало, в котором видно отражение самого ван Эйка, оставило неизгладимое впечатление на прерафаэлитов. Они интерпретировали его не только как искажающее, умножающее и отражающее приспособление, но и как способ передать сложную психологическую драму.
На выставке собраны картины с изображением зеркал, том числе — «Пробудившийся стыд», где изображена женщина и её любовник. Здесь в зеркале отражается вид из окна, куда смотрит героиня — своеобразный намёк на то, что она может искупить свою постыдную жизнь.
Слева: Уильям Холман Хант, «Пробудившийся стыд» (1853). Галерея Тейт Британия