Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Нынешней осенью один из самых знаменитых экспонатов лондонской Национальной галереи — «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка — впервые будет демонстрироваться вместе с работами прерафаэлитов и их преемников. Выставка«Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты» покажет глубокое влияние этого шедевра XV века на членов Братства и прольёт свет на то,как четыре столетия спустя эти молодые британские художники отреагировали на одну из самых интересных особенностей картины — выпуклое зеркало.
«Это самая лучшая картина в мире», — сказал в 1897 году живописец Эдвард Бёрн-Джонс о «Портрете четы Арнольфини».
Ключевые картины прерафаэлитов для выставки«Отражения» предоставила галерея Тейт Британия. В их числе — «Мариана»(1851) Джона Эверетта Милле, «Юность Девы Марии»(1848 — 1849) Данте Габриэля Россетти, «Пробудившийся стыд»(1853) Уильяма Холмана Ханта и «Прекрасная Изольда»(1858) — единственное законченное произведение станковой живописи в творчестве Уильяма Морриса.
Эта знаковая экспозиция даст зрителям уникальную возможность увидеть эти полотна рядом с работой,которая их вдохновила.
Джон Эверетт Милле, «Мариана» (1851). Галерея Тейт Британия
Данте Габриэль Россетти, «Юность Девы Марии» (1848/9). Галерея Тейт Британия
Помимо внушительной подборки картин из публичных и частных коллекций,посетители Национальной галереи смогут увидеть два примечательных выпуклых зеркала. Одно принадлежало Россетти,а вторым пользовался импрессионист Уильям Орпен. В залах расположатся также ранние фотографии,рисунки,архивные материалы,относящиеся к приобретению«Портрета четы Арнольфини» и репродукция ещё одного шедевра ван Эйка — Гентсткого алтаря — созданная в викторианскую эпоху.
«Портрет четы Арнольфини» Национальная галерея в Лондоне приобрела в 1842 году,когда с момента её основания исполнилось лишь 18 лет. Картина сразу покорила викторианскую аудиторию как редкий пример ранней голландской живописи в английской коллекции. По сей день Национальная галерея остаётся единственным в Великобритании музеем,где хранятся работы Яна ван Эйка.
В 1848 году несколько молодых художников-студентов,обескураженные академическим подходом к живописи и обучению в Королевской академии художеств,создали Братство прерафаэлитов. Название отражало их интерес к искусству позднего Средневековья и раннего Ренессанса — того,что появилось«до Рафаэля».
Слева: Ян ван Эйк,«Портрет четы Арнольфини»(1434). Национальная галерея в Лондоне
Уильям Холман Хант,Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти были очарованы«Портретом четы Арнольфини», который висел в том же здании,где они учились. Утончённая техника и использование зеркала настолько восхитили художников,что критики окрестили прерафаэлитов«преванэйковцами», подчёркивая влияние картины на их искусство и видение.
«"Портрет четы Арнольфини» ван Эйка оказал гипнотическое влияние на молодых прерафаэлитов. Вдохновлённые его правдивой природой и элегантной символикой,они сделали революцию в британской живописи", — подчеркнула один из кураторов экспозиции Сьюзан Файстер.
Выпуклое зеркало,в котором видно отражение самого ван Эйка,оставило неизгладимое впечатление на прерафаэлитов. Они интерпретировали его не только как искажающее,умножающее и отражающее приспособление,но и как способ передать сложную психологическую драму.
На выставке собраны картины с изображением зеркал,том числе — «Пробудившийся стыд», где изображена женщина и её любовник. Здесь в зеркале отражается вид из окна,куда смотрит героиня — своеобразный намёк на то,что она может искупить свою постыдную жизнь.
Слева: Уильям Холман Хант,«Пробудившийся стыд»(1853). Галерея Тейт Британия
Члены Братства часто помещали своих героинь в интерьеры с зеркалами. Среди таких полотен — «Лукреция Борджиа»(1860/1) Россетти и «Сладкое ничегонеделание»(1866) Ханта.
Легенда о «Леди из Шалота», входящая в цикл о короле Артуре,также занимала воображение прерафаэлитов. Они часто изображали волшебницу,которая из-за проклятия могла наблюдать за внешним миром лишь через зеркало. На выставке«Отражения» можно будет увидеть,как интерпретировали эту историю Уильям Холман Хант,Джон Уильям Уотерхаус и Элизабет Сиддал. Кстати,в своей«Волшебнице Шалот» Хант использовал ещё одну деталь с «Портрета четы Арнольфини» — пару остроносых шлёпанцев.
К 1860-м годам первоначальное Братство прерафаэлитов распалось,и каждый художник пошёл своим путём. Но выпуклое зеркало ван Эйка стало важным источником вдохновения для их последователей — Уильяма Орпена,Марка Гертлера и Чарльза Шеннона. В начале 1900-х годов они тоже включали отполированные поверхности в свои автопортреты и интерьеры. Среди них — «Зеркало» Орпена и «Натюрморт с автопортретом» Гертлера.
Уильям Орпен, «Зеркало» (1900). Галерея Тейт Британия
Марк Гертлер, «Натюрморт с автопортретом»
Выставка«Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты» в Национальной галерее в Лондоне откроется 2 октября 2017-го и будет работать до 2 апреля 2018 года.