Sign up

Портрет герцога Бекингема кисти Рубенса, считавшийся утраченным на протяжении 400 лет, нашли в Шотландии

I like9 
История, будто из авантюрных романов Дюма: британский журналист по имени Бендор Гросвенор обнаружил шедевр Рубенса в коллекции дома-музея Поллока в Глазго.
Картина, считавшаяся копией работы Питера Пауля Рубенса, объявлена подлинником. Эксперты музея «Дом Рубенса» в Бельгии подтвердили выводы журналиста, известного арт-детектива. Теперь стоимость полотна, по оценкам музейщиков Глазго, может составлять десятки миллионов фунтов.
Куратор музея в Глазго Пиппа Стефенсон (Pippa Stephenson) рядом с картиной, как объявлено, Рубенса. Фотограф: Поль Девлин (Paul Devlin/SNS Group/CSG CIC Glasgow, источник: theguardian.com
Во вторник, 26 сентября 2017 года арт-детектив Бендор Гросвенор и его коллега-журналистка Эмма Дабири представят посвященный Рубенсу сюжет в новой серии программы «Britain's Lost Masterpieces» (Утраченные шедевры Британии) на канале BBC4.
Гросвенор увидел полотно во время обычного визита в музей, куда от отправился с женой и дочерью. Картина была размещена над камином, и арт-детектива посетило нечто вроде озарения: это может быть Рубенс! «Казалось, что картина сияла!» — говорит он. Бендор вернулся на следующий день, но уже не с семьей, а с биноклем и лестницей: полотно было размещено над камином, и в итоге его сняли со стены и отдали экспертам для проведения исследований. На то, чтобы проверить догадку Гросвенора, ушло около двух месяцев.
Серия программ канала BBC4 посвящена предметам искусства из небольших английских провинциальных музеев и частных собраний. Наряду с презентацией исследования подлинности самого полотна, Бендор Гросвенор и Эмма Дабири (Dr Bendor Grosvenor, Emma Dabiri) представят расследование, которое они провели для того, чтобы узнать, как данная работа попала в Глазго.
Источник фото: сайт BBC4

Реставрационные работы проводил Саймон Гиллеспи (Simon Gillespie, Glasgow Museums), которого Бендор называет «волшебником в такого рода вещах». Полотно было очищено, были удалены слои грязи и более поздних записей. В итоге на картине обнаружились фирменные приемы, которые использовал гений фламандского барокко Питер Пауль Рубенс и ученики его школы. Также полотно просвечивали рентгеновскими лучами.

В итоге картину получила новую атрибуцию (Рубенс!), которую подтвердил Бен ван Бенеден, директор музей Рубенса в Антверпене (Ben van Beneden, Rubenshuis).






Слева: работа до реставрации. Фотограф: Саймон Гиллеспи (Simon Gillespie, источник: www.theguardian.com)

Джордж Вильерс, 1-й герцог Бэкингем — тот самый английский государственный деятель, которого писатель Александр Дюма вывел в роли возлюбленного королевы Анны Австрийской в романе «Три мушкетёра». В английской прессе в связи с нынешней находкой о Бекингеме говорят как о «возлюбленном короля Англии и Шотландии Якова I».

Атрибутированная работа — подготовительный этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
к большому полотну, которое было написано Рубенсом в 1625 году и сгорело в 1949 году.
«Рубенс начал писать только к 30 годам, но успел создать отлаженное производство картин прямо у себя дома, был другом герцога Бекингема, нескольких министров и приятным собеседником европейских королей, бросил дипломатическую карьеру после большой победы и получил дворянскую шпагу от двух монархов…» — читайте также публикацию Артхива Штрихи к портрету: пять головокружительных историй о Рубенсе.

К слову, дом-музей Поллока не связан с именем известного американского художника-абстракциониста Джексона Поллока: это почтенный старинный замок, в картинной галерее которого имеются работы Эль Греко, Франциско Гойи, Батоломе Эстебана Мурильо и Уильяма Блейка.

Фото: en.wikipedia.org

Вновь открытая картина Рубенса сразу после показа сюжета на телевидении будет размещена в галерее Келвингроув, принадлежащей объединению музеев Глазго (Kelvingrove, Glasgow Museums) и доступна вниманию публики.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Публикация подготовлена по материалам theguardian.com
I like9 
Artists mentioned in the article
 Comments
To post comments log in or sign up.