войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Редкие работы на бумаге Питера Брейгеля Старшего выставила венская Альбертина

Венская галерея Альбертина этой осенью посвятила обширную экспозицию Питеру Брейгелю Старшему — самому, пожалуй, важному нидерландскому художнику XVI века. Выставка «Брейгель. Набросок мира» состоит из 80-ти экспонатов — кураторы стремятся пролить свет на истоки вдохновения мастера, сопоставляя его наброски и гравюры с великолепными работами таких значительных предшественников, как Иероним Босх и Альбрехт Дюрер. Это редкая возможность увидеть одновременно большое количество рисунков Брейгеля Старшего, которых во всём мире насчитывается всего несколько десятков.
Редкие работы на бумаге Питера Брейгеля Старшего выставила венская Альбертина
Также на выставке впервые демонстрируются многочисленные отпечатанные сокровища, найденные и кропотливо восстановленные в Альбертине в ходе длительных исследований.
В экспозицию включены около двадцати самых красивых произведений голландского художника из собственного обширного фонда Альбертины, а также из международных коллекций. Впервые за многие годы здесь выставлены вместе два последних рисунка Питера Брейгеля Старшего — «Весна» и «Лето». Они были созданы по мотивам средневековых часословов и изначально планировались для серии гравюр. Весеннюю атмосферу на первой работе передают клумбы, куда высаживаются растения, и остриженные овцы в загоне на заднем плане. Вторая изображает крестьян в поле близ деревни — косари срезают колосья, а женщины и дети собирают урожай в снопы.
Брейгель умер прежде, чем успел дополнить серию «Осенью» и «Зимой». Поэтому в 1570 году антверпенский издатель Иероним Кок попросил пейзажиста Ганса Боля сделать недостающие рисунки, чтобы выпустить полный цикл «Четыре времени года». Традиционно каждый сезон соответствовал человеческому возрасту: детство — весне, юность — лету, зрелость — осени и старость — зиме.
  • Питер Брейгель Старший, "Большой альпийский пейзаж" (1556). Галерея Альбертина, Вена
  • Питер Брейгель Старший, "Большая рыба поедает маленькую рыбёшку" (1556). Галерея Альбертина, Вена
Работы Брейгеля отличаются глубоким интересом к окружающему миру — это крестьяне на полях, живописные ландшафты, альпийские вершины и сокровенные речные долины. Но часть работ отражают сатирические взгляды художника на современное общество, другие представляют собой абсурдные и смешные гротески. Здесь точное изображение человека уступает место иллюстрациям конкретных архетипов. Пародийно преувеличенные фигуры на фоне реалистичной природы создают конфликт между идеалом и реальностью. Склонность к грубоватому отражению социальных условий роднит художника Брейгеля со знаменитыми литераторами той эпохи — Рабле, Сервантесом и Шекспиром.
В самом знаменитом рисунке Брейгеля «Художник и знаток» из коллекции Альбертины мастер поднимает изв



В самом знаменитом рисунке Брейгеля «Художник и знаток» из коллекции Альбертины мастер поднимает извечный вопрос художественной ценности произведения. Он сталкивает перед лицом зрителя серьёзную интеллектуальную работу художника с якобы знатоком искусства, который не может ничего поделать, кроме как озадачено потянуться к кошельку. В этой работе искусство встречается с непониманием покупателя и общества в целом.


Слева: Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток», также известный как «Художник и покупатель» (1566). Галерея Альбертина, Вена

Питер Брейгель Старший — один из ведущих мастеров XVI века. Даже при жизни художника его рисунки пользовались большой популярностью и были вожделенными объектами для коллекционеров. Многие работы тиражировались и широко распространялись в виде гравюр на меди. Чаще всего их покупали не крестьяне, так часто населяющие его картины, а образованные представители элиты.
Сейчас в мире насчитывается лишь около 60-ти собственноручных рисунков Питера Брейгеля Старшего. В коллекции галереи Альбертина хранится пять из них, что ставит её в один ряд с Гравюрным кабинетом в Берлине и Музеем Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. Кроме того, венский институт может похвастать полным собранием гравюр художника, многие из которых представлены в нескольких вариантах.

Произведения Брейгеля в Альбертине стали объектом многолетних исследований, во время которых были открыты новые драгоценные работы. Среди них — масштабный вид Антверпена до этого известный лишь в одной копии. Многие шедевры ранее не выставлялись, а потому впервые стали объектом пристального внимания реставраторов.
  • Питер Брейгель Старший, "Сошествие Христа в ад" (1561). Галерея Альбертина, Вена
  • Питер Брейгель Старший, "Праздность" (1557). Галерея Альбертина, Вена
Удивительно, что подобные находки до сих пор случаются — ведь творчество основателя династии Брейгелей изучено максимально полно. В свете этого обнаружение более ста дополнительных копий его работ, ранее неизвестных исследователям, вызывает восхищение. Эти оттиски были восстановлены для выставки с особой тщательностью.
Экспозиция «Брейгель. Набросок мира» в галерее Альбертина в Вене продлится до 3 декабря 2017 года.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта галереи Альбертина. Главная иллюстрация: Питер Брейгелшь Старший, «Безымянный» (1558)