Венская галерея Альбертина этой осенью посвятила обширную экспозицию Питеру Брейгелю Старшему — самому, пожалуй, важному нидерландскому художнику XVI века. Выставка «Брейгель. Набросок мира» состоит из 80-ти экспонатов — кураторы стремятся пролить свет на истоки вдохновения мастера, сопоставляя его наброски и гравюры с великолепными работами таких значительных предшественников, как Иероним Босх и Альбрехт Дюрер. Это редкая возможность увидеть одновременно большое количество рисунков Брейгеля Старшего, которых во всём мире насчитывается всего несколько десятков.
Также на выставке впервые демонстрируются многочисленные отпечатанные сокровища, найденные и кропотливо восстановленные в Альбертине в ходе длительных исследований.
Весна
1565, 22×29 см
В экспозицию включены около двадцати самых красивых произведений голландского художника из собственного обширного фонда Альбертины, а также из международных коллекций. Впервые за многие годы здесь выставлены вместе два последних рисунка Питера Брейгеля Старшего — «Весна» и «Лето». Они были созданы по мотивам средневековых часословов и изначально планировались для серии гравюр. Весеннюю атмосферу на первой работе передают клумбы, куда высаживаются растения, и остриженные овцы в загоне на заднем плане. Вторая изображает крестьян в поле близ деревни — косари срезают колосья, а женщины и дети собирают урожай в снопы.
Лето
1568, 22×28.6 см
Брейгель умер прежде, чем успел дополнить серию «Осенью» и «Зимой». Поэтому в 1570 году антверпенский издатель Иероним Кок попросил пейзажиста Ганса Боля сделать недостающие рисунки, чтобы выпустить полный цикл «Четыре времени года». Традиционно каждый сезон соответствовал человеческому возрасту: детство — весне, юность — лету, зрелость — осени и старость — зиме.
Работы Брейгеля отличаются глубоким интересом к окружающему миру — это крестьяне на полях, живописные ландшафты, альпийские вершины и сокровенные речные долины. Но часть работ отражают сатирические взгляды художника на современное общество, другие представляют собой абсурдные и смешные гротески. Здесь точное изображение человека уступает место иллюстрациям конкретных архетипов. Пародийно преувеличенные фигуры на фоне реалистичной природы создают конфликт между идеалом и реальностью. Склонность к грубоватому отражению социальных условий роднит художника Брейгеля со знаменитыми литераторами той эпохи — Рабле, Сервантесом и Шекспиром.
В самом знаменитом рисунке Брейгеля «Художник и знаток» из коллекции Альбертины мастер поднимает извечный вопрос художественной ценности произведения. Он сталкивает перед лицом зрителя серьёзную интеллектуальную работу художника с якобы знатоком искусства, который не может ничего поделать, кроме как озадачено потянуться к кошельку. В этой работе искусство встречается с непониманием покупателя и общества в целом.
Слева: Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток», также известный как «Художник и покупатель» (1566). Галерея Альбертина, Вена
Питер Брейгель Старший — один из ведущих мастеров XVI века. Даже при жизни художника его рисунки пользовались большой популярностью и были вожделенными объектами для коллекционеров. Многие работы тиражировались и широко распространялись в виде гравюр на меди. Чаще всего их покупали не крестьяне, так часто населяющие его картины, а образованные представители элиты.
Ярмарка святого Георгия
1559, 34×53 см
Сейчас в мире насчитывается лишь около 60-ти собственноручных рисунков Питера Брейгеля Старшего. В коллекции галереи Альбертина хранится пять из них, что ставит её в один ряд с Гравюрным кабинетом в Берлине и Музеем Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. Кроме того, венский институт может похвастать полным собранием гравюр художника, многие из которых представлены в нескольких вариантах.
Произведения Брейгеля в Альбертине стали объектом многолетних исследований, во время которых были открыты новые драгоценные работы. Среди них — масштабный вид Антверпена до этого известный лишь в одной копии. Многие шедевры ранее не выставлялись, а потому впервые стали объектом пристального внимания реставраторов.
Произведения Брейгеля в Альбертине стали объектом многолетних исследований, во время которых были открыты новые драгоценные работы. Среди них — масштабный вид Антверпена до этого известный лишь в одной копии. Многие шедевры ранее не выставлялись, а потому впервые стали объектом пристального внимания реставраторов.
Удивительно, что подобные находки до сих пор случаются — ведь творчество основателя династии Брейгелей изучено максимально полно. В свете этого обнаружение более ста дополнительных копий его работ, ранее неизвестных исследователям, вызывает восхищение. Эти оттиски были восстановлены для выставки с особой тщательностью.
Экспозиция «Брейгель. Набросок мира» в галерее Альбертина в Вене продлится до 3 декабря 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта галереи Альбертина. Главная иллюстрация: Питер Брейгелшь Старший, «Безымянный» (1558)