• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

«Сера – мастер пуантилизма» в Нидерландах: от «Цирка» до «Кан-кана»

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Его Величество Король Нидерландов Виллем-Александр открыл выставку Жоржа Сера — значит, это событие! Творчество изобретателя пуантилизма (точка-точка… еще точка!) и основателя неоимпрессионизма представлено в музее Крёллер-Мюллер в честь юбилея известного арт-оплота. Так что специально из Парижа до 7 сентября — полотно «Цирк», дополнившее «Кан-кан» из собрания музея. Вдобавок еще около 50 работ — внушительная часть, увы, небольшого наследия столь значительного творца.

Музей Крёллер-Мюллер (Kröller-Müller Museum, г. Оттерло) известен солидным собранием работ XIX—XX веков от Кранаха до Пикассо, и второй после Амстердама коллекцией работ Ван Гога (87, в т. ч. «Ночная терраса кафе»). А теперь музей еще и в топ-новостях благодаря нынешней выставке. Он располагает аж пятью работами художника (прославленный «Кан-кан» (1889−90) и пейзажи) — внушительный показатель статуса заведения-«юбиляра».
Впервые посетителям показывают «всего Сера» из коллекции, к ним присоединились работы из других музеев и частных собраний. Всего 23 картины и 24 рисунка — наибольшее количество из тех, что когда-либо выставлялись в Нидерландах.

  • На выставке - Король!
  • Точка зрения...
Жоржу Сера (Seurat 1859−1891) было отпущено совсем немного лет — он покинул этот мир в возрасте 32 года, так что его наследие невелико (около 50 картин в его новом стиле, включая семь больших полотен), но очень значительно. «Элита художественного авангарда Парижа» и «основатель и вдохновитель неоимпрессионизма» — каких только «титулов» он не удостаивался! При жизни, правда, его не жаловали импрессионисты, причем за новаторство.
Жорж Сёра. Парад в цирке, фрагмент
Жорж Сёра. Эйфелева башня
Дело в том, что Сера не только «творил по вдохновению», но и, углубляясь в оптику, теории света и цвета, тщательно следовал изобретенным им канонам (почти формуле!) эстетической гармонии, которую «можно разложить на элементы тона, цвета и линии».
Но главное то, что у Сера — все сходится! Россыпь точек на определенном удалении «фокусируется» в картину, причем все сгруппировано тонко и точно по цвету. Оттенки, переходы… Удивительно! И хотя нынешнюю публику не особо удишь «спецэффектами», однако на выставке — ажиотаж.
Жорж Сёра. Цирк
Цирк
Жорж Сёра
1891, 185×152.5 см
«Хит сезона» — знаменитая «Le Cirque», последняя работа, созданная Сера — она была неоконченной, и ее дорисовал друг художника Максимилиан Люс. Сейчас картина прибыла в Оттерло из музея Musée d’Orsay — ее крайне редко вывозят из «родного» Парижа. Не обошлось на выставке и без Эйфелевой башни! Темы своих картин Сера находил в Париже и местечках Северной Франции, где он отдыхал у моря летом — особо отмечают серию работ с видами из Gravelines.
Жорж Сёра. Воскресенье в Пор-ан-Бессен
Воскресенье в Пор-ан-Бессен
Жорж Сёра
1888, 66×82 см
Жорж Сера оказал сильное влияние на целое поколение художников. Не говоря уже о силе его личного убеждения («харизма» — сказали бы сегодня), идеи оказались созвучны целому кругу творцов. Благодаря еще и творчеству его друга и соратника по пуантилизму Пола Синьяка (Paul Signac), нео-импресионизм распространился во Франции, Бельгии и Недерландах.
Обратите внимание на творчество, к примеру, Анри Ван де Вельде (Henry van de Velde) и Ян Тороп (Jan Toorop — см. картину). Так что и внушительная «арт-добавка» из 60 работ этих и других художников дает представление о масштабе влияния творчества Сера.
«Фоном» на выставке идет фильм о рисовально-точечно-точном методе Сера «Seurat. In search of the essence». Ну, а вокруг да около самой выставки проходят лекции, занятия для детей (точка… точка… огуречик!), концерты и театральные представления.
Жорж Сёра. Мужчина возле дерева
Вместо многоточия.

Картины художника в наши дни бесценны. А при жизни Сера ему удалось продать всего несколько картин: пейзажи взяли по 300 франков, а за трудоемких и эпохальных «Натурщиц» удалось выручить всего 800. Синьяк умер от тяжелой инфекции, оставив вдову с годовалым ребенком на руках (увы, он также не перенес той же инфекции), к тому же находившуюся в положении. И в 1900 году семья художника продала знаменитую ныне картину «Цирк» за 500 франков, а рисунки шли по 10 франков за штуку.
Некоторые работы были подарены, с согласия семья, друзьям, -художникам — неоимпрессионистам. И они, Феликс Фенеон, Максимилиан Люс и Поль Синьяк, — провели первую «атрибуцию» картин, пометив бесспорно работы авторства Синьяка в его мастерской. Художник нигде не ставил подписи! Только точки. Вернее — многоточия…
Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: