Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Его Величество Король Нидерландов Виллем-Александр открыл выставку Жоржа Сера — значит,это событие! Творчество изобретателя пуантилизма(точка-точка… еще точка!) и основателя неоимпрессионизма представлено в музее Крёллер-Мюллер в честь юбилея известного арт-оплота. Так что специально из Парижа до 7 сентября — полотно«Цирк», дополнившее«Кан-кан» из собрания музея. Вдобавок еще около 50 работ — внушительная часть,увы,небольшого наследия столь значительного творца.
Музей Крёллер-Мюллер(Kröller-Müller Museum,г. Оттерло) известен солидным собранием работ XIX—XX веков от Кранаха до Пикассо,и второй после Амстердама коллекцией работ Ван Гога(87,в т. ч. «Ночная терраса кафе»). А теперь музей еще и в топ-новостях благодаря нынешней выставке. Он располагает аж пятью работами художника(прославленный«Кан-кан»(1889−90) и пейзажи) — внушительный показатель статуса заведения-«юбиляра». Впервые посетителям показывают«всего Сера» из коллекции,к ним присоединились работы из других музеев и частных собраний. Всего 23 картины и 24 рисунка — наибольшее количество из тех,что когда-либо выставлялись в Нидерландах.
На выставке - Король!
Точка зрения...
Жоржу Сера(Seurat 1859−1891) было отпущено совсем немного лет — он покинул этот мир в возрасте 32 года,так что его наследие невелико(около 50 картин в его новом стиле,включая семь больших полотен), но очень значительно. «Элита художественного авангарда Парижа» и «основатель и вдохновитель неоимпрессионизма» — каких только«титулов» он не удостаивался! При жизни,правда,его не жаловали импрессионисты,причем за новаторство.
Дело в том,что Сера не только«творил по вдохновению», но и,углубляясь в оптику,теории света и цвета,тщательно следовал изобретенным им канонам(почти формуле!) эстетической гармонии,которую«можно разложить на элементы тона,цвета и линии». Но главное то,что у Сера — все сходится! Россыпь точек на определенном удалении«фокусируется» в картину,причем все сгруппировано тонко и точно по цвету. Оттенки,переходы… Удивительно! И хотя нынешнюю публику не особо удишь«спецэффектами», однако на выставке — ажиотаж.
«Хит сезона» — знаменитая«Le Cirque», последняя работа,созданная Сера — она была неоконченной,и ее дорисовал друг художника Максимилиан Люс. Сейчас картина прибыла в Оттерло из музея Musée d’Orsay — ее крайне редко вывозят из «родного» Парижа. Не обошлось на выставке и без Эйфелевой башни! Темы своих картин Сера находил в Париже и местечках Северной Франции,где он отдыхал у моря летом — особо отмечают серию работ с видами из Gravelines.
Жорж Сера оказал сильное влияние на целое поколение художников. Не говоря уже о силе его личного убеждения(«харизма» — сказали бы сегодня), идеи оказались созвучны целому кругу творцов. Благодаря еще и творчеству его друга и соратника по пуантилизму Пола Синьяка(Paul Signac), нео-импресионизм распространился во Франции,Бельгии и Недерландах.
Обратите внимание на творчество,к примеру,Анри Ван де Вельде(Henry van de Velde) и Ян Тороп(Jan Toorop — см. картину). Так что и внушительная«арт-добавка» из 60 работ этих и других художников дает представление о масштабе влияния творчества Сера. «Фоном» на выставке идет фильм о рисовально-точечно-точном методе Сера«Seurat. In search of the essence». Ну,а вокруг да около самой выставки проходят лекции,занятия для детей(точка… точка… огуречик!), концерты и театральные представления.
Картины художника в наши дни бесценны. А при жизни Сера ему удалось продать всего несколько картин: пейзажи взяли по 300 франков,а за трудоемких и эпохальных«Натурщиц» удалось выручить всего 800. Синьяк умер от тяжелой инфекции,оставив вдову с годовалым ребенком на руках(увы,он также не перенес той же инфекции), к тому же находившуюся в положении. И в 1900 году семья художника продала знаменитую ныне картину«Цирк» за 500 франков,а рисунки шли по 10 франков за штуку.
Некоторые работы были подарены,с согласия семья,друзьям,-художникам — неоимпрессионистам. И они,Феликс Фенеон,Максимилиан Люс и Поль Синьяк, — провели первую«атрибуцию» картин,пометив бесспорно работы авторства Синьяка в его мастерской. Художник нигде не ставил подписи! Только точки. Вернее — многоточия…