Этот персонаж предстаёт перед нами в шляпе Арлекина, но почему-то в наряде циркового артиста. Собственной внешностью он озабочен больше, чем общением со зрителями. Используя высокотехнологичные тесты, Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде раскрыл любопытную историю «Арлекина с зеркалом» (1923) — одной из самых известных работ Пабло Пикассо.
Результаты всестороннего научного анализа картины представлены в рамках празднования 25-летия основания музея.
«Арлекин с зеркалом» — это идеальный выбор, чтобы продемонстрировать красоту и историческую значимость коллекции музея. Этот персонаж итальянского комического театра был самой долгосрочной и самой личной одержимостью Пикассо на протяжении почти семидесяти лет его карьеры. Арлекин часто выступал в качестве альтер-эго художника, когда тот творчески переосмысливал повседневность.
Арлекин с зеркалом
1923, 100×81 см
Среди десятков Арлекинов, которых Пикассо написал и выгравировал с 1905 года и до конца своих дней, «Арлекин с зеркалом» занимает особое место. Он отражает один из самых значительных моментов карьеры художника.
В первую очередь в этой фигуре бросается в глаза необыкновенное изящество. Она заполняет большой холст, её силуэт, торс, черты лица и руки тонко очерчены. «Таким образом в начале 1920-х Пикассо сделал отсылку к хрупким фигурам своего „розового периода“ и собственному шаткому положению в мире искусства двадцатью годами ранее. Но к 1923 году Пикассо уже был известен во всем мире», — пишет The Wall Street Journal.
На этой картине юноша изучает себя в зеркале, поправляя двууголку. И тут возникает неопределённость: шляпа указывает на Арлекина, но одежда не соответствует этому персонажу — на герое блестящий лавандовый наряд из тех, что носят цирковые артисты, а не традиционный костюм «в ромбик». Очевидно, это нечто большее, чем традиционный образ.
Чтобы узнать историю эволюции картины реставраторы применили весь доступный сейчас арсенал — рентгеновские лучи, инфракрасную рефлектографию и химический анализ пигментов. Благодаря тому, что Пикассо использовал свинцовую краску, видимую под рентгеном, эксперты смогли точно определить, как проходила работа. В отличие от многих художников, которые наносили контуры композиции на холст карандашом, а лишь затем брали кисть, Пикассо проявил больше уверенности. Он свободно набросал фигуру коричневым пигментом, далёким от окончательных цветов на картине. Хотя значительная часть первоначального рисунка осталась в завершённой работе, два момента были коренным образом изменены. И оба относятся к трактовке Арлекина.
Чтобы узнать историю эволюции картины реставраторы применили весь доступный сейчас арсенал — рентгеновские лучи, инфракрасную рефлектографию и химический анализ пигментов. Благодаря тому, что Пикассо использовал свинцовую краску, видимую под рентгеном, эксперты смогли точно определить, как проходила работа. В отличие от многих художников, которые наносили контуры композиции на холст карандашом, а лишь затем брали кисть, Пикассо проявил больше уверенности. Он свободно набросал фигуру коричневым пигментом, далёким от окончательных цветов на картине. Хотя значительная часть первоначального рисунка осталась в завершённой работе, два момента были коренным образом изменены. И оба относятся к трактовке Арлекина.
Изначально герой так же держал зеркало в правой руке, а левой поправлял шляпу. Но вся фигура была написана в совершенно ином стиле. Вместо гладкого двумерного лица, рук и торса художник намеревался представить трёхмерное изображение. Этот «скульптурный» образ соответствовал его увлечению римским искусством и интересу к возрождению классических традиций, запрос на которые преобладал на европейской художественной сцене после хаоса Первой мировой войны. Однако в конечном итоге Пикассо отказался от первоначальной идеи. Вместо этого он решил напомнить своих арлекинов «розового периода» и выбрал костюм, который отсылает ко множеству других персонажей.
Рентген показал, какие изменения Пикассо сделал в позе Арлекина. Сначала ноги героя были раздвинуты, и зрителю открывалась его промежность. Массивная фигура вступает в конфронтацию с нежными жестами и спокойным выражением. Несомненно, Пикассо использовал позу из написанной тогда серии женщин, поправлявших волосы. С самого начала он наполнил этот образ Арлекина конфликтами и противоречиями. Сейчас мы бы назвали это гендерной путаницей.
Затем Пикассо переместил левое бедро Арлекина в закрытую позицию и сильнее подчеркнул изгиб его торса. Вместе с тонко очерченными пальцами, глазами, носом и ртом это добавило образу деликатности. Несмотря на большие размеры, окончательный Арлекин стал воплощением хрупкости фигур «розового периода», а не возрождением классических традиций.
Затем Пикассо переместил левое бедро Арлекина в закрытую позицию и сильнее подчеркнул изгиб его торса. Вместе с тонко очерченными пальцами, глазами, носом и ртом это добавило образу деликатности. Несмотря на большие размеры, окончательный Арлекин стал воплощением хрупкости фигур «розового периода», а не возрождением классических традиций.
Герой этой работы не похож на Пикассо (хотя рентгеновские снимки показывают, что художник писал автопортрет). Тем не менее, каждого из своих арлекинов мастер в некотором смысле соотносил с самим собой. В «Арлекине с зеркалом» реставраторы открыли противоположные концепции, которые Пикассо вкладывал в эту фигуру. Они воплощают те сомнения, которые овладевали живописцем в течение того года. Критическая самооценка этого Арлекина, похоже, отражает беспокойство Пикассо от столкновения с противоречием между его успехом и увлечением дадаизмом и сюрреализмом. Эти новые движения перевернули его привычный мир и вдохновили на критическое самоанализ.
Результаты реставрации и технического анализа картины представлены в специальной экспозиции в Музее Тиссена-Борнемисы, которая продлится до 11 сентября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы и wsj.com