До 6 августа продлится выставка «IN PROGRESS. Дресс-код Украины времен независимости». За амбициозным и немного пафосным названием скрывается довольно любопытная экспозиция, которая стоит внимания не только отъявленных фэшиониста, но и почитателей фольклорных традиций, любителей окунуться в ностальгию и даже ценителей современного искусства.
За идею выставки и ее реализацию отвечает искусствовед и историк моды Зоя Звиняцковская. Ее усилиями собраны две сотни экспонатов авторства сорока украинских дизайнеров, которые затем скомпилированы в красноречивую иллюстрацию зарождения и развития общественного самосознания, национальной идентификации и эволюции украинской модной индустрии с момента выхода республики из состава СССР до настоящего времени.
С миру по нитке
Переходя из зала в зал и осматривая сгруппированные по периодам ансамбли, последовательно погружаешься в атмосферу исторических эпох, преломленных через призму дизайнерского произвола. Первый условный этап датирован 1991 — 1997 годами: «Новые свободы. Новая элита».Перед глазами предстает гротескная и наивная постперестроечная мода, когда за неимением устоявшихся традиций haute couture и зачастую — отсутствием минимальной материальной базы в виде тканей — в ход шли все средства и принцип «слепили из того что было».
Владимир Уманенко. Из коллекции «Этнохаус» (1986 — 98 г.)
Фото: elle.ua
Похоже, модельеры были вынуждены собирать материалы буквально по бабушкиным сундукам: платья, скроенные из кусков старых гобеленов, тяжелых бархатных штор, тюлевых занавесок, скатертей и, кажется, льняных простыней — показательный артефакт эпохи.
Здесь же представлен не менее наивный, но крайне ностальгический для поколения, заставшего разгар безумных 90-х, латексно-перьевой шик первых рэйвов, а также эксперименты в фэшн-сфере Ильи Чичкана — еще до того, как он нашел себя на поприще изобразительного искусства.
Атмосфера каждой вехи экспозиции «IN PROGRESS. Дресс-код Украины времен независимости» подчеркнута характерными символами времени. Стены зала, посвященного специфическому сегменту легкой промышленности, удовлетворявшему спрос на малиновые пиджаки и усыпанные стразами платья по стоимости квартиры, расписаны тематическими анекдотами.
Фото: vogue.ua
Гламур тужур
Следующий временной отрезок ограничен 1997 — 2010 годами: «Диалог с национальной традицией. Украинский гламур». Ткани на манекенах становятся дороже, образы — продуманнее, в модную повестку включаются фольклорные мотивы.
Несколько экспонатов предоставил историк моды Александр Васильев. Наконец есть возможность воочию увидеть то, чем все-таки занимается в реальной жизни завсегдатай телеэкрана, повсюду приглашаемый в качестве фэшн-эксперта.
Несколько экспонатов предоставил историк моды Александр Васильев. Наконец есть возможность воочию увидеть то, чем все-таки занимается в реальной жизни завсегдатай телеэкрана, повсюду приглашаемый в качестве фэшн-эксперта.
Плазма за спиной манекенов в нарядах знаковых фигур украинского шоубиза транслирует музыкальные видео, в которых увековечены соответствующие дизайнерские изыски. А также фрагмент светской хроники с телеведущей в лиловом ансамбле от Андре Тана, удостоенном почетного места на выставке. «Конечно, кто-то захочет увидеть платье Кати Осадчей, в котором она разговаривала с Пэрис Хилтон, ведь это — поп-культура», — комментирует выбор экспоната куратор Зоя Звиняцковская.
Фото: artarsenal.in.ua
На стыке моды и авангардной живописи создавалась коллекция Виктора Анисимова «Малевич» 2003 года. Вдохновленный картинами украинского апологета супрематизма, дизайнер перенес образы с холстов художника на трикотажные вещи, которые тут же хочется снять с манекенов и унести на себе. Жаль, что эта серия — уже достояние истории, и уцелевшие экземпляры для выставки «IN PROGRESS. Дресс-код Украины времен независимости» приходилось собирать буквально по крупицам. Впрочем, как и многое из того, что на ней представлено.
2010 – наше время: «Новый урбанизм. Антигламур»
Одна из наиболее примечательных инсталляций посвящена художественному проекту «Фатальные стратегии» Ольги Громовой. По окончании показа дизайнера на Украинской неделе моды в 2011 году модели вернулись на подиум и собственноручно бросили наряды, которые только что демонстрировали, в топку огромного камина.
Пепел, оставшийся от ушедшей в небытие коллекции, заключен в маленькую колбу посреди зала. На одной из его стен транслируются кадры самого дефиле, а на противоположной — акт сожжения манекенщицами сложносочиненных платьев Ольги Громовой: завораживающее и гипнотическое зрелище.
Не обошли вниманием экспозицию и высокие гости: Марина
Абрамович и первая леди Украины Марина
Порошенко осматривают модель из коллекции Сергея Ермакова.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Заглавная иллюстрация: president.gov.ua
Автор: Наталья Азаренко
Автор: Наталья Азаренко