Ян Сандерс ван Хемессен, «Портрет Элизабет, шутовки при дворе Анны Венгерской»
Аукционный дом: Sotheby’sЭстимейт: £400 — 600 тыс. ($517 — 775 тыс.)
Продан: £2,17 млн. ($2,8 млн.)
Изображение пожилой женщины в странном одеянии неожиданно стало предметом интереса коллекционеров. В результате их битвы окончательная цена картины превысила предварительную оценку в четыре раза. Это несколько странно, ведь описание изобилует словами «вероятно» и «предположительно».
Этот интригующий и очень необычный портрет XVI века, вероятно, представляет Элизабет, шутовку при дворе Анны Венгерской — жены Фердинанда I, эрцгерцога Австрии и затем императора Священной Римской империи. Личность с определённой долей вероятности была установлена по изображению «Глупая Эльс» из коллекции Музея истории искусств в Вене. Несмотря на бросающиеся в глаза различия, на обоих портретах есть сходство. В частности, странный атрибут из колец, нанизанных на шнурок вокруг шеи. Возможно, он предназначался для исполнения какого-то фокуса.
Слева: неизвестный художник, «Глупая Эльс». Музей истории искусств, Вена
Даты и места рождения и смерти Глупой Эльс неизвестны. Предполагают, что она происходила из народа саамы (лопь) на дальнем севере Европы. Письмо в руке указывает, что женщина, скорее всего, умела читать. В опубликованных архивах дома Габсбургов ещё не обнаружено ссылок на Элизабет, и единственное подтверждение её существования — этот прижизненный портрет (второй, из Вены, сделан по памяти). В мире известно лишь о двух средневековых изображениях женщин-шутов. Ещё одно — Дура-Джейн (Jane The Foole), служившая английскому королю Генриху VIII, его жёнам Анне Болейн и Екатерине Парр, а также дочери Марии I.
Слева: фрагмент семейного портрета короля Генриха VIII из британского Королевского собрания; изображение шутовки Джейн
Антонис ван Дейк, «Портрет гравёра Жана-Бастиста Барбе»
Аукционный дом: Sotheby’sЭстимейт: £200 — 300 тыс. ($258,5 — 388 тыс.)
Продан: £1,6 млн ($2,1 млн.)
Окончательная стоимость этого неброского портрета почти в 5,5 раз превзошла самые смелые прогнозы оценщиков. Гризайль входит в серию «Иконографий» — набора картин и рисунков, предназначенных для перевода в офорты. Антонис ван Дейк создавал их с начала 1630-х и до своей смерти в 1641 году. Вероятнее всего, живописец хотел прославить знаменитых современников — художников, печатников, скульпторов — и поднять их статус как людей благородных профессий. Монохромная техника гризайли намного лучше подходит для перевода в гравюру, чем полноцветная картина.
Рембрандт Харменс ван Рейн (?), «Портрет бородатого старика»
Аукционный дом: Christie’sЭстимейт: по запросу
Продан: £2,1 млн ($2,71 млн.)
Эта работа была задокументирована в середине XVIII века, но исчезла с поля зрения публики в 1930-х годах. Её вновь обнаружил в американской частной коллекции куратор вашингтонской Национальной галереи искусств Артур Уилок в 2010 году. Анализ цветовой палитры, живописной техники, пигментов и грунта указал, что это одно из поздних произведений Рембрандта. Однако разногласия в учёном мире по поводу окончательной атрибуции всё же сохраняются, поэтому в каталоге Christie’s портрет значится как «приписанный» голландцу.