войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Выбор редакции: три самых интересных портрета на Sotheby’s и Christie’s

На прошедшей неделе «звёздами» распродаж произведений старых мастеров, которые провели два ведущих мировых аукционных дома Sotheby’s и Christie’s, стали пейзаж Уильяма Тёрнера и ведута Франческо Гварди. Однако на торгах были проданы другие интересные картины, которые остались в тени лидеров. Редакция «Артхива» выбрала три работы — Яна Сандерса ван Хемессена, Антониса ван Дейка и Рембрандта Харменса ван Рейна — с любопытной историей.
Выбор редакции: три самых интересных портрета на Sotheby’s и Christie’s

Ян Сандерс ван Хемессен, «Портрет Элизабет, шутовки при дворе Анны Венгерской»

Аукционный дом: Sotheby’s
Эстимейт: £400 — 600 тыс. ($517 — 775 тыс.)
Продан: £2,17 млн. ($2,8 млн.)

Изображение пожилой женщины в странном одеянии неожиданно стало предметом интереса коллекционеров. В результате их битвы окончательная цена картины превысила предварительную оценку в четыре раза. Это несколько странно, ведь описание изобилует словами «вероятно» и «предположительно».
Этот интригующий и очень необычный портрет XVI века, вероятно, представляет Элизабет, шутовку при дв

Этот интригующий и очень необычный портрет XVI века, вероятно, представляет Элизабет, шутовку при дворе Анны Венгерской — жены Фердинанда I, эрцгерцога Австрии и затем императора Священной Римской империи. Личность с определённой долей вероятности была установлена по изображению «Глупая Эльс» из коллекции Музея истории искусств в Вене. Несмотря на бросающиеся в глаза различия, на обоих портретах есть сходство. В частности, странный атрибут из колец, нанизанных на шнурок вокруг шеи. Возможно, он предназначался для исполнения какого-то фокуса.

Слева: неизвестный художник, «Глупая Эльс». Музей истории искусств, Вена

Атрибуция картины была предметом многолетних споров. Анализ годичных колец на дубовых досках показал, что деревья были спилены на восточном побережье Балтийского моря в 1507 году. В 1882-м на выставке в британской Королевской академии работу приписали Лукасу Крахану, позже — его школе. Другим предположительным автором был фламандец Квентин Массейс, известный своим пристрастием к безобразным лицам (яркий пример — гротескная «Уродливая герцогиня» из Национальной галереи в Лондоне). Теперь наиболее убедительной признана версия о принадлежности портрета молодому Ян Сандерсу ван Хемессену, который в ранние годы находился под сильным влиянием Массейса.
Даты и места рождения и смерти Глупой Эльс неизвестны. Предполагают, что она происходила из народа с

Даты и места рождения и смерти Глупой Эльс неизвестны. Предполагают, что она происходила из народа саамы (лопь) на дальнем севере Европы. Письмо в руке указывает, что женщина, скорее всего, умела читать. В опубликованных архивах дома Габсбургов ещё не обнаружено ссылок на Элизабет, и единственное подтверждение её существования — этот прижизненный портрет (второй, из Вены, сделан по памяти). В мире известно лишь о двух средневековых изображениях женщин-шутов. Ещё одно — Дура-Джейн (Jane The Foole), служившая английскому королю Генриху VIII, его жёнам Анне Болейн и Екатерине Парр, а также дочери Марии I.

Слева: фрагмент семейного портрета короля Генриха VIII из британского Королевского собрания; изображение шутовки Джейн

Антонис ван Дейк, «Портрет гравёра Жана-Бастиста Барбе»

Аукционный дом: Sotheby’s
Эстимейт: £200 — 300 тыс. ($258,5 — 388 тыс.)
Продан: £1,6 млн ($2,1 млн.)

Окончательная стоимость этого неброского портрета почти в 5,5 раз превзошла самые смелые прогнозы оценщиков. Гризайль
Гризайль (от франц. gris – серый) – вид монохромной живописи, появившийся в период античности и являющийся промежуточным звеном между живописью и рисунком. Чаще всего для этой техники художники используют различные оттенки серого. Ранее гризайль использовали для декорации стен, имитируя с помощью него барельефы. Подобными росписями украшены здания эпохи классицизма. Желаемый объем создавался с помощью света и тени. Со временем гризайль стала частью станковой живописи, то есть создаваемой на мольберте, а диапазон цветов значительно расширился. Сегодня этот способ получения изображения может использоваться как самостоятельный вид живописи. Читать дальше
входит в серию «Иконографий» — набора картин и рисунков, предназначенных для перевода в офорты. Антонис ван Дейк создавал их с начала 1630-х и до своей смерти в 1641 году. Вероятнее всего, живописец хотел прославить знаменитых современников — художников, печатников, скульпторов — и поднять их статус как людей благородных профессий. Монохромная техника гризайли намного лучше подходит для перевода в гравюру, чем полноцветная картина.
Жан-Батист Барбе (1578 — 1649) был гравёром и издателем из Антверпена. В 1606 году он встретил в Италии Рубенса, для которого впоследствии перевёл в офорты множество картин. Художник Ян Эразм Квеллинус отмечал, что у Барбе «было очень уродливое лицо». Но изящные черты на портрете Ван Дейка полностью опровергают эти слова.

Рембрандт Харменс ван Рейн (?), «Портрет бородатого старика»

Аукционный дом: Christie’s
Эстимейт: по запросу
Продан: £2,1 млн ($2,71 млн.)

Эта работа была задокументирована в середине XVIII века, но исчезла с поля зрения публики в 1930-х годах. Её вновь обнаружил в американской частной коллекции куратор вашингтонской Национальной галереи искусств Артур Уилок в 2010 году. Анализ цветовой палитры, живописной техники, пигментов и грунта указал, что это одно из поздних произведений Рембрандта. Однако разногласия в учёном мире по поводу окончательной атрибуции всё же сохраняются, поэтому в каталоге Christie’s портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
значится как «приписанный» голландцу.
На изображении есть нечёткая дата «166 […]". Последняя цифра — либо 7, либо, как считает Уилок и некоторые его коллеги, — 1. Последнюю версию подтверждает сравнение с автопортретом Рембрандта 1660 года из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Личность пожилого человека также неизвестна. Его положение и формат картины свидетельствуют против того, что это официальный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
. Тяжёлый меховой плащ, прихваченный сложной металлической застёжкой с двумя жемчужинками, — обычный для Рембрандта троп, указывающий на персонаж из Библии или древней истории. Скорее всего, старика следует рассматривать не как реального человека, а как аллегорическую, историческую или духовную фигуру.
Несмотря на все оговорки, описание «Портрета бородатого старика» в предпродажном каталоге убедило неизвестного покупателя выложить за картину 2,1 млн фунтов стерлингов.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официальных сайтов аукционных домов Sotheby’s и Christie’s