Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
С 30 июня 2017 года дня картина«Искушение святого Антония», которую недавно с полной уверенностью приписали Иерониму Босху, вновь появилась в родных стенах в новом качестве. Художественный музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити выставил её рядом с «Христом,коронованным терновым венцом» голландского живописца XV — XVI веков Альберта Баутса, чьё авторство также было подтверждено экспертами.
Изначально обе панели вошли в коллекцию музея как оригинальные произведения,но впоследствии учёные решили,что они принадлежат ученикам или последователям.
Стилистический и научный анализ показал,что картины полностью соответствуют другим известным произведениям художников. Теперь работы — впервые с момента подтверждения их атрибуции — представлены в экспозиции под названием«Что скрывается ниже: вновь открытые Иеронимус Босх и Альберт Баутс».
В феврале 2016 года«Искушение святого Антония» было предоставлено Музею Северного Брабанта в Хертогенбосе — родном городе Босха. Панель была экспонатом крупной выставки,посвящённой 500-летию со дня смерти художника. За несколько лет до этого«Проект по исследованию и реставрации работ Босха» заинтересовался некоторыми фрагментами изображения. В сентябре 2015 года специалисты отправились в Канзас-Сити,чтобы на месте изучить панель,провести серию тестов и выдать окончательный вердикт.
С помощью неинвазивных методов учёные увидели подмалёвок,по которому достоверно определили,что панель была написана Босхом,а не его подмастерьем. Этот подготовительный эскиз выполнен свободными,плавными мазками,как и другие бесспорные работы живописца. Помимо этого стало понятно,что эта панель изначально была фрагментом произведения гораздо больших размеров. По мнению специалистов,она представляла правое крыло разобранного триптиха.
Слева: Иероним Босх,«Искушение святого Антония»(1500 — 1510)
До сих пор«Искушение святого Антония», датированное 1500 — 1510 годами,находилось в хранилище Музея Нельсона-Аткинса,а на публику в последний раз выставлялось в 2003 году. Теперь галерея вошла в число нескольких американских учреждений,которые владеют произведениями загадочного средневекового художника. Картины Босха есть в Метрополитен-музее,в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и галерее Йельского университета. Библиотека и музей Моргана в Нью-Йорке также может похвастать его рисунком.
Сотрудник Музея Северного Брабанта в Хертогенбосе демонстрирует панель«Искушение святого Антония» Иеронима Босха. Фото via canariasenhora.com
«Христос,коронованный терновым венцом» недавно также был одолжен для выставки«Кровь и слёзы — Альберт Баутс и лица страстей», организованной Королевским институтом культурного наследия в Брюсселе. Куратор Валентина Хендерикс давно подозревала,что картина принадлежит кисти мастера,о чём и написала в сопроводительном каталоге. Тщательное изучение панели и сравнение с другими работами художника подтвердили её догадку.
Альберт Баутс(1451/55 — 1549) был младшим сыном Дирка Баутса,обучался в мастерской отца и унаследовал её в 1475 году. Он писал в основном изображения Христа,Девы Марии и святого Иоанна Крестителя. Такие образы как«Христос,коронованный терновым венцом», отражают популярность религиозных движений того времени. Их последователи считали,что подобные картины предназначены для уединённого созерцания и отождествления себя с их персонажами. Эта панель — одно пяти изображений Христа,разработанных и воспроизведённых в мастерской Баутса в больших количествах.