войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Риме впервые демонстрируют Мадонну с лицом любовницы Папы

Капитолийские музеи в Риме впервые в истории представили публике фрагмент фрески Бернардино Бетто, известного как Пинтуриккио. Это великолепная Мадонна долгое время хранилась в частной коллекции. Но интересен не столько сам уникальный показ, сколько скандальная история работы: считается, что моделью для этого образа послужила любовница Папы Римского.
В Риме впервые демонстрируют Мадонну с лицом любовницы Папы
Эта картина — повод взглянуть на изумительное искусство и вспомнить фривольные придворные нравы Рима XV века.
Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, получивший за свой рост прозвище «Маленький художник» (Pintoricchio),


Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, получивший за свой рост прозвище «Маленький художник» (Pintoricchio), сейчас считается одним из самых ярких живописцев итальянского Возрождения. Фрески этого выходца из Умбрии отличаются чрезмерной декоративностью, он слишком увлекался орнаментальностью и украшательством, не жалея ни золота, ни лазури. «При этом росписи кисти Пинтуриккио ошеломляют такой роскошью и размахом, перед которой порой даже самые язвительные критики смягчались и снисходительно прощали ему недостаток искусности, вкуса и таланта», — подробнее биографию мастера читайте тут.

Художник получал заказы у высокопоставленной публики: его фрески украшают покои папы Александра VI (Апартаменты Борджиа), библиотеку Энея Пикколомини (папы Пия II) и других представителей тогдашней знати.

Слева: автопортрет Пинтуриккио на фреске «Благовещение» (ок. 1501) в капелле Бальони в городе Спелло

Пинтуриккио часто прибегал к одному из самых популярных ещё с византийской эпохи сюжетов в христианском искусстве: Мадонна на престоле с Младенцем и коленопреклонённый донатор. Если верить слухам, которые ходили в Риме в конце XV века, на картине, ныне выставленной в Капитолийских музеях, изображена Джулия Фарнезе (1474 — 1524), юная фаворитка и любовница папы Александра VI. Легенда гласит, что эта Мадонна украшала стену Апартаментов Борджиа в Ватикане.
«Во дворце он также изобразил над дверью гостиной синьору Джулию Фарнезе в образе Богоматери и преклоняющегося перед ней папу Александра», — писал «отец истории искусств» Джорджо Вазари.
Картина находилась в центре бесконечных скандалов. Есть мнение, что Пинтуриккио не только изобразил

Картина находилась в центре бесконечных скандалов. Есть мнение, что Пинтуриккио не только изобразил Джулию Фарнезе в образе Марии, но и написал Иисуса с дочери Джулии и Александра. Девочка по имени Лаура родилась в 1492 году, когда Борджиа занял папский престол.

Александр VI, возглавлявший Римско-католическую церковь с 1492 по 1503 годы, вошёл в историю как Papa Cattivo («скверный папа») из-за своего беспрецедентно непристойного образа жизни, включавшего любовниц, множество детей, кумовство, жадность, коррупцию, оргии, убийства и, по мнению некоторых, кровосмешение. При этом во время его правления процветали науки и искусство.

Слева: Пинтуриккио, портрет папы Александра VI на фреске «Вознесение» в Сикстинской капелле

Пинтуриккио портретировал не только своего заказчика папу Александра VI и его возлюбленную. В центре
Пинтуриккио портретировал не только своего заказчика папу Александра VI и его возлюбленную. В центре этой фрески «Диспут святой Екатерины» в Ватикане изображена Лукреция Борджиа, дочь понтифика
После смерти Александра VI спорная фреска
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
Читать дальше
, украшавшая папскую спальню, была скрыта за занавесом, а спустя почти 200 лет — во время понтификата Александра VII — и вовсе удалена со стены и разделена на две части. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«скверного папы» пропал без следа, однако точная композиция не исчезла, благодаря копии, которую в 1612 году сделал художник Пьетро Факкетти.
Пьетро Факкетти, копия фрески Пинтуриккио из Апартаментов Боржиа
Пьетро Факкетти, копия фрески Пинтуриккио из Апартаментов Боржиа
Фрагменты работы Пинтуриккио были спасены или самим Александром VII, или кем-то из семьи Киджи, выхо


Фрагменты работы Пинтуриккио были спасены или самим Александром VII, или кем-то из семьи Киджи, выходцем из которой он был. Часть с изображением необычайно красивого Младенца Христа в объятиях пары изящных рук и ещё одной, касающейся его ступни (позже картина получила название «Младенец рук») была внесена в список коллекции Флавио Киджи, родственника понтифика.

Сегодня, впервые за более чем 350 лет, изображение маленького Иисуса и лик Девы выставлены рядом. Идеальная рекомпозиция стала результатом длительного изучения, исследований, сравнений и догадок.



Слева: Пинтуриккио, «Младенец рук» (фрагмент фрески из Апартаментов Борджиа)

Выставка «Пинтуриккио, художник семьи Борджиа» будет открыта в Капитолийских музеях до 10 сентября.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам ItalyEurope24 и ряда других источников