Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, получивший за свой рост прозвище «Маленький художник» (Pintoricchio), сейчас считается одним из самых ярких живописцев итальянского Возрождения. Фрески этого выходца из Умбрии отличаются чрезмерной декоративностью, он слишком увлекался орнаментальностью и украшательством, не жалея ни золота, ни лазури. «При этом росписи кисти Пинтуриккио ошеломляют такой роскошью и размахом, перед которой порой даже самые язвительные критики смягчались и снисходительно прощали ему недостаток искусности, вкуса и таланта», — подробнее биографию мастера читайте тут.
Художник получал заказы у высокопоставленной публики: его фрески украшают покои папы Александра VI (Апартаменты Борджиа), библиотеку Энея Пикколомини (папы Пия II) и других представителей тогдашней знати.
Слева: автопортрет Пинтуриккио на фреске «Благовещение» (ок. 1501) в капелле Бальони в городе Спелло
Картина находилась в центре бесконечных скандалов. Есть мнение, что Пинтуриккио не только изобразил Джулию Фарнезе в образе Марии, но и написал Иисуса с дочери Джулии и Александра. Девочка по имени Лаура родилась в 1492 году, когда Борджиа занял папский престол.
Александр VI, возглавлявший Римско-католическую церковь с 1492 по 1503 годы, вошёл в историю как Papa Cattivo («скверный папа») из-за своего беспрецедентно непристойного образа жизни, включавшего любовниц, множество детей, кумовство, жадность, коррупцию, оргии, убийства и, по мнению некоторых, кровосмешение. При этом во время его правления процветали науки и искусство.
Слева: Пинтуриккио, портрет папы Александра VI на фреске «Вознесение» в Сикстинской капелле
Фрагменты работы Пинтуриккио были спасены или самим Александром VII, или кем-то из семьи Киджи, выходцем из которой он был. Часть с изображением необычайно красивого Младенца Христа в объятиях пары изящных рук и ещё одной, касающейся его ступни (позже картина получила название «Младенец рук») была внесена в список коллекции Флавио Киджи, родственника понтифика.
Сегодня, впервые за более чем 350 лет, изображение маленького Иисуса и лик Девы выставлены рядом. Идеальная рекомпозиция стала результатом длительного изучения, исследований, сравнений и догадок.
Слева: Пинтуриккио, «Младенец рук» (фрагмент фрески из Апартаментов Борджиа)