Нежные цветы и хрупкие цирковые наездницы, сказочные сюжеты и пронзительные портреты — все это Артур Фонвизин, великий мастер, нашедший себя в технике «мокрой акварели». Клуб и галерея «Открый клуб» совместно с галереей «Веллум» представили московской публике выставку работ Артура Фонвизина и его ученицы и главной последовательницы Веры Яснопольской «Цветение в акварели».
Техника «мокрой акварели» считается одной из самых стремительных в искусстве рисунка; именно ей часто пользовался при создании своих работ Артур Фонвизин — участник знаменитой «Голубой розы», экспонент выставок «Бубнового валета» и «Мира искусств». Фонвизин открыл «новую акварель», ставшей его призванием на всю жизнь, — с особенной романтикой мерцающих переливающихся красок, с тонкими переходами и свободным ритмом крупных цветовых пятен.
Артур Фонвизин. «Цветы». Конец 1950-х гг. Фрагмент
Артур Владимирович Фонвизин (1882—1973) родился в Риге, в семье лесничего. В детстве он страдал аутизмом и практически не говорил. Прорыв случился после того, как ребенком Фонвизин попал на представление цирка Чинзелли. Блестящее действо так заворожило и впечатлило мальчика, что к нему вернулась речь, а позже развились способности к рисованию.
Яркие воспоминания о цирке Фонвизин пронес через все творчество — мы видим его рисунки, изображающие хрупких и грациозных цирковых наездниц, гарцующих на лошадях. С 1901 по 1904 годы Фонвизин учится в Московском училище живописи, а следующие два года проводит за границей. Его выбор пал на Мюнхен, где Фонвизин берет уроки в мастерской Гарнера, а затем учится у Геймана.
Яркие воспоминания о цирке Фонвизин пронес через все творчество — мы видим его рисунки, изображающие хрупких и грациозных цирковых наездниц, гарцующих на лошадях. С 1901 по 1904 годы Фонвизин учится в Московском училище живописи, а следующие два года проводит за границей. Его выбор пал на Мюнхен, где Фонвизин берет уроки в мастерской Гарнера, а затем учится у Геймана.
Прорыв в творчестве Фонвизина приходится на конец 1920-х годов, когда он влюбился в технику «мокрой акварели» и нашел свой собственный, неповторимый творческий почерк. Искусствовед Любовь Агафонова (галерея «Веллум») считает, что «Фонвизин развил идеи „наблюдательного ощущения голуборозовцев“ уже много позже после выставки этого знаменитого объединения. Интуитивисты сформировали его пристрастия художника, а он это „интуитивное“ развивал в течение ХХ века».
Артур Фонвизин. «Цветы». Конец 1950-х гг.
Фонвизин дружил с Михаилом Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубой розы» и «Бубнового валета», примыкал к «Союзу молодежи», был членом «Общества московских художников» и АХРР, принимал участие в выставках «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910−12). Словом, Фонвизин всегда был в самой гуще событий. После начала Первой мировой войны художник переехал в Тамбовскую губернию: там он преподавал и посвятил много времени пейзажам и натюрмортам. В 1918 году Фонвизин заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове.
Коллекционер Вадим Гинзбург (клуб и галерея «Открытый клуб») отмечает удивительное чувство ритма и цвета в произведениях мастера: «Робкий и скромный Артур Фонвизин создавал яркие и смелые образы. Схватив в руку двадцать штук кистей, он выхватывал одну за другой, словно дирижёр, управляющий оркестром соцветий».
Артур Фонвизин. «Натюрморт». 1950-е
В 1927 году Артур Фонвизин возвращается в Москву, и здесь начинается его любовь к акварели, которая стала его главной техникой до конца творческого пути. Некоторые художники и искусствоведы считают, что Фонвизин исполнял свои акварели по влажной поверхности бумаги. Другие утверждают, что это не так. Тем не менее, способ работы акварелью, который применял Фонвизин, используется по сей день и так и называется — «способ Фонвизина». Вот как его описывают: «художник начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, намечая только незначительные контуры изображаемого, о чем свидетельствуют незаконченные работы… Затем, набрав крупной кистью большое количество воды с краской, он мягко втирал ее в поверхность бумаги, добавляя другие цвета для получения необходимого сложного тона, т. е. получалась своеобразная палитра на самой работе. С большим мастерством художник управлял широкими цветовыми потеками с помощью кисти, чередуя темные и светлые участки, оставляя порой почти нетронутой бумагу…»
Артур Фонвизин. «Любовь». 1940-е гг.
Первая персональная выставка Артура Фонвизина прошла в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году. А год спустя, в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве, художник был причислен к так называемой «шайке формалистов». Их — Фонвизина, Фалька и Фаворского — называли не иначе, как «три проклятых Ф».
Однако эта нелюбовь со стороны властей никак не отразилась на творчестве художника: он по-прежнему работает и, по возможности, выставляется. После начала Великой Отечественной войны его в 1943 году отправляют в Казахстан, в эвакуацию, а фактически — в ссылку, из-за немецкого происхождения.
Однако эта нелюбовь со стороны властей никак не отразилась на творчестве художника: он по-прежнему работает и, по возможности, выставляется. После начала Великой Отечественной войны его в 1943 году отправляют в Казахстан, в эвакуацию, а фактически — в ссылку, из-за немецкого происхождения.
Артур Фонвизин. «1001 ночь». 1950-е гг.
Вот как пишет о «шайке формалистов» художник Эрик Булатов: «Мы тогда кончали Суриковский институт и ясно понимали только, что нас учили не тому и не так, и все наше умение и знание ничего не стоят, а что есть настоящее великое искусство, вот оно от нас за семью печатями, и мы даже смутно не представляем, как к нему подступиться. Мы знали, что есть живые жрецы этого священного искусства. Ими были три Ф — Фальк, Фаворский и Фонвизин. И мы шли к ним и спрашивали. Нам просто деться больше некуда было. Тут уж не до самолюбия, не до вежливости было, и дураками выглядеть не боялись, вопрос шел, в сущности, о жизни.»
Вера Яснопольская. «Лето». 1960-е
Художница и архитектор Вера Яснопольская познакомилась с искусством Артура Фонвизина в 1950-е годы. Художник бедствовал и не вписывался в рамки соцреализма, оставаясь русским модернистом и импрессионистом. Яснопольская была очарована стилем мастера и научилась у него технике «мокрой акварели», став его последовательницей и другом на долгие годы. Судьба, в конце концов, смилостивилась над художником: Фонвизина стали замечать; в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает медаль, а в 1972 году ему присуждается звание заслуженного художника РСФСР.
Вера Яснопольская. «Весенний букет». 1950-е
Уверенные мазки, нанесённые как бы на одном дыхании, должны были дать краске растечься по бумаге, оставляя белое пустое пространство листа. Такая техника не допускала переделок, и если работа не получалась с одного раза, то попросту выбрасывалась. Яснопольской была очень близка эта фонвизинская манера.
Основной темой творчества Веры Яснопольской являются цветы. Их хрупкая красота постоянно ее вдохновляла, и именно в акварельной технике ей удалось наиболее полно запечатлеть всю прелесть и разнообразие радостного мира.
Вера Яснопольская. «Натюрморт с желтой розой». 1950-е
Вера Леонидовна часто писала с натуры, интуитивно схватывая композицию и цветовую гамму, создавая колористически насыщенные, пронизанные музыкой натюрморты или портреты. Её работы отличаются нежностью цветовых переходов, умением передать скупыми средствами акварели тонкий мир чувств. Именно Яснопольскую считают наиболее серьёзным последователем Артура Фонвизина.
Артур Фонвизин. «Встреча». 1940-е г. г.
Как отмечает Валерий Силаев, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, «Даже лучшие ученицы мастера, такие как Белякова и Яснопольская, не смогли добиться этого ощущения непосредственности и лёгкости в работе акварелью. Возможно, только Анатолий Зверев, художник совсем другого склада, но тоже экспрессионист по своему мироощущению, мог достичь схожего состояния в акварельных работах, хотя разница творческих методов здесь очевидна: если Зверев — экспрессионист мощный, ташистского толка, то Фонвизин — лирик, поэт, вдохновенный импровизатор.»
Артур Фонвизин. «Натюрморт с цветами». Фрагмент
Артур Фонвизин много писал артистов театра и цирка. Тема игры, театра особенно привлекала художников 19 века. Именно цирковая игра и уличные актеры стали любимыми темами французских художников от Оноре Домье до Сера и Пикассо. Французская школа увидела в этом сюжете красоту и игру, блеск и социальный пафос. Фонвизин присоединился к этой традиции, предложив свою вариацию — праздник и торжество, словно исчезающие в цветной дымке, превращающиеся в видение свободы и красоты.
Артур Фонвизин. «Наездница». Вторая половина 1950-х.
Выставка «Цветение в акварели. Артур Фонвизин и Вера Яснопольская"
в «Открытом клубе» работает до 20 июня 2017 г., каждый день с 12:00 до 20:00.
в «Открытом клубе» работает до 20 июня 2017 г., каждый день с 12:00 до 20:00.
Вход свободный
В заключение предлагаем вам взглянуть на несколько работ Артура Фонвизина, которые, в отличие от иллюстрации выше, не представлены на выставке, однако предоставляют дополнительную возможность оценить талант этого непревзойденного акварелиста.
Ваза с цветами и виноградная кисть
1932, 32×44 см
Титульная иллюстрация: Артур Фонвизин. «Наездница». Вторая половина 1950-х (фрагмент). Иллюстрации к материалу — галерея «Веллум» и галерея «Открытый клуб». Подготовлено по материалам openklub.ru, artinvestment.ru, vellum.ru.