Регистрация
Артур Владимирович Фонвизин
Артур
 Владимирович Фонвизин
Россия 1883−1973
Подписаться3                
Подписаться3                
Биография и информация
 

(1882/1883, Рига — 1973, Москва)

Акварелист, иллюстратор книг. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Говорить и рисовать начал в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. В 1902 — 1903 годах учился в МУЖВЗе у М. П. Клодта и В. Н. Бакшеева, затем пару лет в частных академиях в Мюнхене. Был дружен с М. Ф. Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубой розы» и «Бубнового валета», примыкал к «Союзу молодежи». Был членом «Маковца», «Общества московских художников» и АХРР. С конца 1920-х годов работал почти исключительно в технике акварели, изображая мир поэтических видений и грёз, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов. В 1937 году в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве художник был причислен к «шайке формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). Со времени эвакуации в Казахстан (1943, Караганда), куда Фонвизина отправили за его немецкое происхождение, художник всё чаще обращался к пейзажу. Выставлял же

в основном портреты, преимущественно актрис — Бабановой, Зеркаловой, Глизер, Богуславской, Левитиной, Тихомирновой, Плисецкой…

А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904−06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», Салонов «Золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-х гг. стал членом объединения «Маковец», преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме. На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (оба 1904). Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини — актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены («Портрет Д. В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глизер», оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия «Цирк», 1940−70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия «Песни и романсы», 1940−60-е), детские воспоминания о провинциальном быте («Извозчики», 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги. Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Артур Владимирович Фонвизин. Портрет Елены Тагер в шляпке. 1950-е
Артур Владимирович Фонвизин. Портрет балерины Люции Юмашевой. 1949
Артур Владимирович Фонвизин. Кармен. Портрет Аллы Беляковой. 1959
Артур Владимирович Фонвизин. Женский портрет. 1950-е
Артур Владимирович Фонвизин. Женский портрет. 1940-е
Вся лента
Работы художника
всего 20 работ
Артур Владимирович Фонвизин. Ваза с цветами и виноградная кисть
0
Ваза с цветами и виноградная кисть
1932, 32×44 см
Артур Владимирович Фонвизин. Женщина с черными собаками
0
Женщина с черными собаками
1902, 37×51 см
Артур Владимирович Фонвизин. Автопортрет
1
Автопортрет
1904, 23×32 см
Артур Владимирович Фонвизин. Натюрморт с розой
0
Натюрморт с розой
Артур Владимирович Фонвизин. Жанровая сцена
1
Жанровая сцена
18×27 см
Артур Владимирович Фонвизин. Сюжет 1
0
Сюжет 1
Артур Владимирович Фонвизин. Портрет Князевской
0
Портрет Князевской
Артур Владимирович Фонвизин. Женский портрет
1
Женский портрет
1930-е
Артур Владимирович Фонвизин. Женский портрет. 1920-е
1
Женский портрет. 1920-е
5.5×3.5 см
Посмотреть все 20 работ художника
HELP