Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Этим летом Муниципальный музей Гааги организовал для своих посетителей обширную экскурсию по жизни и творчеству Пита Мондриана. Путешествие приведёт зрителей в Амстердам,Париж,Лондон и Нью-Йорк — величайшие города,где раскрывался революционный талант нидерландского художника. Ретроспектива«Открытие Мондриана» иллюстрирует все этапы его карьеры. Выставка приурочена к 100-летию возникновения направления«Де Стейл»(De Stijl,«Стиль») одним из основателей которых он был.
К этой дате музей готовился с 2009 года — именно тогда началась реставрация его крупнейшей в мире коллекции произведений Пита Мондриана,получившая название Mondrian Restoration Project.
«Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то,что большинство его работ исследованы вдоль и поперек,и о них написана масса научных трудов,о том,какой была личная жизнь художника,до сих пор можно только догадываться. Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. […] Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии(согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить,что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом,что кто-то третий был им просто не нужен», — подробнее о жизни и творчестве одного из основоположников абстракционизма читайте тут.
Показ объединяет 301 полотно,рисунок и эскиз — все работы Пита Мондриана из собрания Муниципального музея Гааги,начиная с первой выставленной картины«Мёртвый заяц»(1891) и заканчивая последней композицией«Победа буги-вуги»(1942 — 1944). В залах впервые появились даже произведения,которые последние десятилетия находились в хранилищах или были предоставлены взаймы другим учреждениям. Эта выставка стала возможной лишь благодаря масштабному проекту по восстановлению работ.
По словам реставратора Рут Хоппе,специалисты не могли восстановить одну картину,а за следующую взяться спустя 10 лет: «Они должны выглядеть единообразно в контексте этой коллекции». Большинство работ находились в хорошем состоянии,однако 120 произведений всё же пришлось«подлатать» — очистить от пыли,заменить рамы и подрамники,удалить поверхностные загрязнения и / или снять лак.
Куратор выставки Ханс Янссен особо выделил одну раннюю работу,«Ферма с деревьями»(1906), которая обрела новое значение благодаря усилиям команды по сохранению. «Она входила во второстепенную часть коллекции,поскольку была очень тёмной», — пояснил эксперт. Однако под слоями старого грязного лака реставраторы увидели амбары,поля и изгороди. «Это почти как если бы нам подарили новую картину», — говорит он. Произведение показывает,что Мондриан уже в начале XX века работал по собственным композиционным принципам и не следовал правилам традиционной перспективы. Вместо этого«он творил в голландской манере построения плоскости изображения для создания глубины».
Некоторые полотна требовали более сложных вмешательств. Один из реставраторов потратил три месяца,буквально под микроскопом собирая картину«Красное дерево»(1908 — 1910). Двум специалистам было поручено восстановление композиции из серии«Дюны», созданной в течение лета на североморском побережье Зеландии. Полотно практически сползло с подрамника,потому что холст вокруг проржавевших металлических гвоздиков прогнил.
«Иногда в студии шла работа сразу над десятью картинами,и это было фантастическим зрелищем», — рассказала Рут Хоппе.
Знаете ли вы, что:
• многие ранние работы Мондриана были написаны на картоне;
• он придумал тонкие(часто белые) деревянные обрамления для своих абстрактных работ;
• Мондриан часто продолжал работать над картинами уже после того,как вставлял их в рамы;
• художник экспериментировал с различными цветовыми слоями,включая оранжевый и синий;
• к нескольким полотнам,включая«Красную мельницу»(1911), прилипло множество мух.
Слева: Пит Мондриан,«Красная мельница»(1911). Муниципальный музей Гааги
На выставке в Муниципальном музее Гааги помимо картин Пита Мондриана представлены письма,фотографии и личные вещи,а также полномасштабная реконструкция его парижской студии. Экспозиция будет открыта до 24 сентября.
Картина Пита Мондриана на здания муниципалитета Гааги. Фото via Architectenweb
Тем временем,на торцах зданий мэрии Гааги — пожалуй,самого известного архитектурного комплекса города, — ещё в феврале была воспроизведена одна из картин Пита Мондриана. Величественную копию создали в честь столетия движения«Де Стейл» дизайнеры из Studio VZ. Организаторы обещали,что«мондринизации» подвергнутся и другие муниципальные строения и места.
По материалам официального сайта Муниципального музея Гааги и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Пит Мондриан,«Красное дерево»(1908 — 1910), Муниципальный музей Гааги