Sign up

В Гааге открылась крупнейшая в истории ретроспектива Пита Мондриана

I like4 
Этим летом Муниципальный музей Гааги организовал для своих посетителей обширную экскурсию по жизни и творчеству Пита Мондриана. Путешествие приведёт зрителей в Амстердам, Париж, Лондон и Нью-Йорк — величайшие города, где раскрывался революционный талант нидерландского художника. Ретроспектива «Открытие Мондриана» иллюстрирует все этапы его карьеры. Выставка приурочена к 100-летию возникновения направления «Де Стейл» (De Stijl, «Стиль») одним из основателей которых он был.
К этой дате музей готовился с 2009 года — именно тогда началась реставрация его крупнейшей в мире коллекции произведений Пита Мондриана, получившая название Mondrian Restoration Project.

«Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то, что большинство его работ исследованы вдоль и поперек, и о них написана масса научных трудов, о том, какой была личная жизнь художника, до сих пор можно только догадываться. Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. […] Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии (согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить, что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом, что кто-то третий был им просто не нужен», — подробнее о жизни и творчестве одного из основоположников абстракционизма читайте тут.

Пит Мондриан. Мёртвый заяц


Показ объединяет 301 полотно, рисунок и эскиз — все работы Пита Мондриана из собрания Муниципального музея Гааги, начиная с первой выставленной картины «Мёртвый заяц» (1891) и заканчивая последней композицией «Победа буги-вуги» (1942 — 1944). В залах впервые появились даже произведения, которые последние десятилетия находились в хранилищах или были предоставлены взаймы другим учреждениям. Эта выставка стала возможной лишь благодаря масштабному проекту по восстановлению работ.

По словам реставратора Рут Хоппе, специалисты не могли восстановить одну картину, а за следующую взяться спустя 10 лет: «Они должны выглядеть единообразно в контексте этой коллекции». Большинство работ находились в хорошем состоянии, однако 120 произведений всё же пришлось «подлатать» — очистить от пыли, заменить рамы и подрамники, удалить поверхностные загрязнения и / или снять лак.

Слева: Пит Мондриан, «Мёртвый заяц» (1891). Частная коллекция

Куратор выставки Ханс Янссен особо выделил одну раннюю работу, «Ферма с деревьями» (1906), которая обрела новое значение благодаря усилиям команды по сохранению. «Она входила во второстепенную часть коллекции, поскольку была очень тёмной», — пояснил эксперт. Однако под слоями старого грязного лака реставраторы увидели амбары, поля и изгороди. «Это почти как если бы нам подарили новую картину», — говорит он. Произведение показывает, что Мондриан уже в начале XX века работал по собственным композиционным принципам и не следовал правилам традиционной перспективы. Вместо этого «он творил в голландской манере построения плоскости изображения для создания глубины».
Некоторые полотна требовали более сложных вмешательств. Один из реставраторов потратил три месяца, буквально под микроскопом собирая картину «Красное дерево» (1908 — 1910). Двум специалистам было поручено восстановление композиции из серии «Дюны», созданной в течение лета на североморском побережье Зеландии. Полотно практически сползло с подрамника, потому что холст вокруг проржавевших металлических гвоздиков прогнил.
«Иногда в студии шла работа сразу над десятью картинами, и это было фантастическим зрелищем», — рассказала Рут Хоппе.

Знаете ли вы, что:

Пит Мондриан. Красная мельница



многие ранние работы Мондриана были написаны на картоне;

• он придумал тонкие (часто белые) деревянные обрамления для своих абстрактных работ;

• Мондриан часто продолжал работать над картинами уже после того, как вставлял их в рамы;

• художник экспериментировал с различными цветовыми слоями, включая оранжевый и синий;

• к нескольким полотнам, включая «Красную мельницу» (1911), прилипло множество мух.




Слева: Пит Мондриан, «Красная мельница» (1911). Муниципальный музей Гааги

На выставке в Муниципальном музее Гааги помимо картин Пита Мондриана представлены письма, фотографии и личные вещи, а также полномасштабная реконструкция его парижской студии. Экспозиция будет открыта до 24 сентября.
Картина Пита Мондриана на здания муниципалитета Гааги. Фото via Architectenweb
Тем временем, на торцах зданий мэрии Гааги — пожалуй, самого известного архитектурного комплекса города, — ещё в феврале была воспроизведена одна из картин Пита Мондриана. Величественную копию создали в честь столетия движения «Де Стейл» дизайнеры из Studio VZ. Организаторы обещали, что «мондринизации» подвергнутся и другие муниципальные строения и места.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Муниципального музея Гааги и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Пит Мондриан, «Красное дерево» (1908 — 1910), Муниципальный музей Гааги
I like4 
Artists mentioned in the article
 Comments
To post comments log in or sign up.