Стали известны результаты исследований уникальных средневековых рукописей и старопечатных книг из фондов Государственного исторического музея, которые совместно проводят научные сотрудники Музея и Института космических исследований Российской Академии наук. Используя специальные методы исследований, им удалось восстановить прижизненный портрет
Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного Апостола 1564 года.
Сенсационная демонстрация визуализированного портрета Ивана Грозного состоялась на XIX Международном фестивале музеев «Интермузей», который проходил в российской столице с 25 по 29 в ЦВЗ «Манеж». В рамках презентации специалисты также представили публике восстановленный древний глаголический текст кирилло-мефодиевской эпохи X—XI вв.
Прижизненный портрет
Ивана Грозного, по всей видимости, был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова, внутри медальона в виде двуглавого орла. Со временем тисненый рельеф практически исчез. Так, в XIX веке он был виден лишь в общих чертах, о чем свидетельствуют зарисовки того времени. Нынче портрет
Ивана Грозного можно увидеть лишь после проведенных специальных исследований. Метод мультиспектральной съёмки, который применили в ИКИ РАН, подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн и под разными углами освещения.
Полученный набор кадров, выполненных с «шагом» световой волны в 40 нанометров, обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов. В результате такого исследования можно в буквальном смысле слова «увидеть невидимое»: исчезнувший портрет царя, стертый или угасший архаичный текст, осыпавшуюся от времени миниатюру.
Источник фото.
А началось сотрудничество Государственного исторического музея и Института космических исследований с исследования 7 листов из древней глаголической рукописи, которые были вплетены в качестве вставки с новым содержанием в сербскую рукопись XIV в. Нижний смытый текст выполнен мелкой круглой глаголицей, вероятно, в X—XI вв. в Болгарии и содержит канон на Рождество Христово. Если учесть, что ныне сохранилось менее двух десятков раннеславянских глаголических памятников, полное прочтение палимпсеста станет событием мирового масштаба. Смотрите интервью со специалистами ГИМ и ИКИ РАН, посвященное этим открытиям.
На фото — пример обработанного (слева) и исходного изображений, полученный при мультиспектральной съёмке фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Работы по мониторингу ансамбля монастыря, которые включали и работу со всемирно известными фресками Дионисия начала XVI века, проводились в 2016 году. Они позволили выявить тексты в росписях алтарной части монастыря, считавшиеся утраченными. Источник фото.
На фестивале «Интермузей-2017» проект Государственного исторического музея «Музей и наука: элементы невидимой истории» стал финалистом в номинации «Лучший научно-исследовательский музейный проект». Также коллектив музея получил диплом жюри конкурса за успешное взаимодействие с ведущим исследовательским центром Российской Академии наук (источник фото)
Прижизненных изображений царя Ивана IV Васильевича (1530 — 1584), прозванного Грозным, не сохранилось — именно поэтому работа Музея и РАН по восстановлению облика Ивана Грозного так интересна и важна. Одно из наиболее ранних изображений царской особы — парсуна, датируемая концом XVI — началом XVII века, — хранится в собрании Национального музея Дании в Копенгагене.
Фото из открытых источников.
В советское время, в связи с архитектурно-реставрационными работами в Архангельском соборе Московского Кремля, возникла необходимость произвести вскрытие четырех гробниц. Подлежали вскрытию захоронения Ивана Грозного, его сыновей Ивана и Федора и погребение Скопина-Шуйского. В мае 1963 года эти работы были осуществлены. Кроме обычной документации процесса работы, был снят хроникальный фильм. Принимавший участие в работах антрополог Михаил Герасимов провел реконструкцию облика Ивана Грозного по остаткам черепа покойного, и вот каким предстал царь после скульптурных работ:
Как справедливо отметил Михаил Герасимов в своей статье «Документальный портрет Ивана Грозного» (1965), «наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». И действительно: изображения этой царской особы создавались мастерами на основании немногочисленных описаний, оставшихся в документах того времени. Предлагаем вам посмотреть на галерею портретов Ивана Грозного и оценить различные художественные интерпретации.
Иоанн Грозный у тела убитого сына
1864, 71×89 см
Царь Иоанн IV (Грозный). Парсуна. Начало XVIII века. Собрание Государственного Исторического музея.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
1885, 199.5×254 см
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. Фрагмент.
1885, 199.5×254 см
Портрет
царя Ивана Грозного. XVIII век.
Царь Иван Васильевич Грозный
1897, 247×132 см
Выход царя Ивана Грозного
1900, 81×66.5 см
Царь Иоанн Васильевич Грозный
1875, 71.5×52 см
Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного
1880-е
, 64×100 см
Илья Глазунов. «Иван Грозный» (фрагмент). 1974. Частное собрание.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам пресс-релизов ИКИ РАН, ГИМ, страницы ГИМ в социальной сети Фейсбук. Материал иллюстрирован скриншотами программы телеканала «Россия-К».