Две утерянные картины французского живописца эпохи рококо
Жана Оноре Фрагонара были обнаружены в семейном замке в Нормандии, исторической области на северо-западе Франции. Об открытии сообщил аукционный дом Tajan, чья штаб-квартира находится в Париже. Работы под названием «Игра в лопатку» и «Игра на качелях», судя по всему, были написаны после возвращения художника из Италии в 1761 году.
Полотна исторического значения, изображающие галантные сцены из повседневной жизни, считались утерянными последние 230 лет.
Игра в лопатку
Середина XVIII века
Находка принадлежит директору департамента старых мастеров Tajan Тадде Прату, который проводил инвентаризацию замка. Картины, оценённые в шесть миллионов евро, «исключительны как по качеству, так и по происхождению».
«Это редкая иллюстрация подъёма той эпохи, а также великолепия одной из самых важных и прекрасных коллекций конца XVIII века», — сказано в пресс-релизе аукционного дома.
Слева: искусствовед Тадде Прат на фоне найденной им картины Жана Оноре Фрагонара «Игра на качелях». Фото: tajan.com
В этих двух ранних композициях Жана-Оноре Фрагонара (1732 — 1806) видно влияние итальянских мастеров.
Игра на качелях
Середина XVIII века
«Игра в лопатку» (Le jeu de la palette) — менее известная версия игры «Ласточка, перепёлочка», когда один партнёр пытается подловить ладонь другого, а тот — быстро отдёрнуть руку. Обычно она была прелюдией к лёгкому флирту. В этом варианте кавалер хлопает по руке милой ему девушки лёгкой деревянной лопаткой (palette). Дама должна внимательно следить за действиями молодого человека, который осторожно попытается коснуться ладони.
Жан Оноре Фрагонар, «Игра в лопатку», фрагмент: юноша держит руку своей пассии, она же делает вид, будто не замечает своего соблазнителя
В «Игре на качелях» (Le jeu de la bascule) центральным элементом является ствол дерева, установленный на камень перед руинами храма. На концах бревна сидят две молодые пары. Одна из девушек пытается вырваться из рук кавалера, чтобы помочь ребёнку, который хочет спрыгнуть с парапета. Но немаловажным дополнением к сцене является молодой человек с бубном. Он сидит на другом конце ствола спиной к другим главным героям и не даёт качелям опуститься к земле.
Жан Оноре Фрагонар, фрагмент картины «Игра на качелях»
Ещё одна пара наблюдает за игрой из тени. Молодые люди лишь частично освещены рассеянным золотым светом, который подчёркивает ткани и позы. Руины, обрамляющие композицию, делают пейзаж
причудливым и сказочным. Это мечтательный образ Италии, чьи прелести жизни под сенью больших деревьев и античных развалин стали популярны позднее — в эпоху романтизма.
Картины Фрагонара — это второе неожиданное открытие, которое аукционный дом Tajan сделал за последние пять месяцев. В декабре 2016-го компания сообщила, что обнаружила рисунок тушью, принадлежащий Леонардо да Винчи. Позже французское правительство объявило находку национальным достоянием — с тем, чтобы за 30 месяцев собрать сумму, эквивалентную 16 млн долларов, и выкупить это произведение «по справедливой рыночной цене».
Картины Фрагонара — это второе неожиданное открытие, которое аукционный дом Tajan сделал за последние пять месяцев. В декабре 2016-го компания сообщила, что обнаружила рисунок тушью, принадлежащий Леонардо да Винчи. Позже французское правительство объявило находку национальным достоянием — с тем, чтобы за 30 месяцев собрать сумму, эквивалентную 16 млн долларов, и выкупить это произведение «по справедливой рыночной цене».
Сотрудник Tajan выставляет рисунок Леонардо да Винчи «Святой Себастьян» для презентации 13 декабря 2016 года. Фото: Philippe Lopez / AFP
Полотна Фрагонара также объявлены национальным достоянием, и у инвесторов есть два с половиной года, чтобы не дать картинам покинуть пределы Франции. Пока же все желающие смогут увидеть их в галерее Tajan в Париже 9 и 10 июня 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта аукционного дома Tajan. Главная иллюстрация: эксперты осматривают недавно обнаруженные картины Жана Оноре Фрагонара. Фото: Jacques Demarthon / AFP