Первая в России персональная выставка знаменитого немецкого художника пост-авангардной формации Ансельма Кифера откроется 30 мая 2017 года в Государственном Эрмитаже. Экспозиция, организованная совместно с галереей Тадеуса Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac, London/ Paris/ Salzburg), станет посвящением Кифера великому русскому поэту Велимиру Хлебникову (1885−1922).

Новый выставочный проект был создан Ансельмом Кифером под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга в 2016 году. Экспозиция «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» развернется в специально оборудованном для этого трехчастном пространстве Николаевского зала Зимнего дворца. Зрители увидят около 30 новых работ, специально созданных для этого проекта.
«Искусство — это нечто сложное, это не развлечение».
Ансельм Кифер
Одна из центральных для Велимира Хлебникова идея о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет, стала для Кифера основой для размышления на темы войны и мира, мимолетности и конечности всех человеческих чаяний, беспощадности рока. В то же время, выставка"Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову" - это живописная ода печальной красоте ржавеющих кораблей, некогда вселявших страх, а теперь брошенных их создателями на самом краю земли.

Ансельм Кифер. «1770 Чесма 1770−951=819 Норманны во Франции». Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat
Ансельм Кифер известен как художник, склонный к глубокой и многоликой интеллектуальной рефлексии. В своем творчестве он обращается к темам истории, религии, литературы, философии, образам памяти и наследия. Источник вдохновения для Кифера — мировая культура в самом широком ее срезе: немецкая история, религиозная мистика, античная поэзия, месопотамские мифы. Наряду с Георгом Базелицем и Герхардом Рихтером он стал одним из первых художников, в своих работах неприкрыто и смело обратившихся к темам нацизма и Холокоста.

«…Я сидел в подводной лодке, я склонился над столом-зеркалом. Журчание воды слышалось сверху и с боков. Мы неслись. Однообразные волны серым узором плеска покрывали поверхность зеркала. Но темная черта омрачила море, и на ней были трубы и дым; на корме были люди. Звонок. Звонки. Шум подводного выстрела. Бледное пламя! Мы сказали: Хох! — Мы ложились на дно. Нас обгоняли человеко-похожие предметы. Так, крутясь, падают листья дерева — в голубой сумрак дня, и стучались в окна подводной лодки рукой мертвеца…»
Велимир Хлебников, «Скуфья Скифа». 1916
Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову. Судьбы народов». Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat
Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову. Судьбы народов». Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat
Ансельм Кифер — единственный из живущих художников, чьи работы входят в постоянную коллекцию Лувра. По словам немецкого философа Петера Слотердайка: «У искусства Кифера есть своя особенная пространственность, равнодалекая как от ужасающего, так и от декоративного», — двух констант современного искусства. Его живописные полотна — широкомасштабные, многослойные, трехмерные — знаменуют возрождение
жанра исторической живописи с ключевыми для нее вопросами памяти и культурного мифа. В смелой вангоговской манере, краски на холстах Кифера смешиваются c пылью, землей, глиной, ржавым металлом, соломой, засушенными цветами.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне». Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat
Любопытный факт: в 1985 году художник купил обветшавшую крышу Кельнского собора. Свинцовые листы стали страницами многочисленных книг, определивших всю киферовскую иконографию. Знакомство с работами Ансельма Кифера требует от зрителя готовности к размышлению, мистическому сопереживанию, погружению в водоворот утонченных идей интеллектуального порядка.
Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» в Государственном Эрмитаже
будет работать с 30 мая по 3 сентября 2017 года.
будет работать с 30 мая по 3 сентября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам Государственного Эрмитажа. Иллюстрации — Государственный Эрмитаж.
Титульная иллюстрация: Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов». Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat
Подготовлено по материалам Государственного Эрмитажа. Иллюстрации — Государственный Эрмитаж.
Титульная иллюстрация: Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов». Credit Line: © Anselm Kiefer. Photo: Charles Duprat