Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок,которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея. Камерная выставка«Пейзажи Виктора Васнецова» стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века. Экспозиция начнет свою работу 18 мая 2017 года.
География 29 этюдов Виктора Васнецова,представленных на выставке,очень широка: зрители увидят работы,написанные художником в окрестностях Москвы,Парижа,Вятки,Ахтырки,Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина«Затишье»(1881,Третьяковская галерея). Изюминка выставки — фотографии из мемориального фонда художника. Ну,и для любопытных посетителей и поклонников таланта Виктора Васнецова отметим,что большая часть этюдов из собрания Дома-музея экспонируется впервые.
Виктор Васнецов. «Затишье». 1881.
«…Любовь всей жизни Виктор Васнецов встретил на родине. Весной 1871 года,захворав от петербургских туманов и усердной учебы,он приехал к родным в Рябово — отогреться и отдохнуть. Планировал вернуться к занятиям осенью,да задержался,а потом еще,и еще. Основная причина вполне укладывалась во французскую мудрость,призывающую в любой непонятной ситуации искать женщину. Сашеньку Рязанцеву Виктор встретил в вятском музее,от нее-то и не было сил возвращаться в Петербург. По пути из Парижа,в 1876 году Васнецов первым делом поехал в Вятку,к Саше. В Петербург прибыли уже вместе…» — биография художника в Артхиве также подкрепляет географию его пейзажей.
Представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком понимании природы,свойственном мастеру — замечательное следствие воспитания будущего художника его отцом,сельским священником. Уже в юные годы Вкитор Васнецов отличался особой наблюдательностью и,по воспоминаниям его младшего брата,художника Апполинария Васнецова,много рисовал«по впечатлению». Из ранних работ на выставке представлены этюды«Вятские места»(1870-е) и «Хвойный лес»(1874).
Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде,в двадцати верстах от Абрамцева,имение Ваньково. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова — это камерные сюжеты: одинокое дерево,неброские цветы ромашки или ярко-розовые свечки иван-чая.
Виктор Васнецов. «Ромашки»(фрагмент). 1916
В интерьерах Дома-музея Виктора Васнецова. Фото: ГТГ
В природе,как и в фольклорно-эпической поэзии,художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880—1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин«Аленушка»(1881) и «Богатыри»(1898). Там же,на берегах реки Вори,была написана и картина«Затишье», на которой художник изобразил тихую,почти замершую в своем движении реку,обрамленную отлогими берегами,над которыми возвышаются вековые деревья.
Виктор Васнецов. «Пруд в Ахтырке». 1880. Этюд к картине«Аленушка»(1881,Третьяковская галерея).
Виктор Васнецов. «Аленушка». 1881.(Работа не представлена на выставке)
На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года,прошедшей в Историческом музее в Москве,в особый раздел были вынесены пейзажные работы,объединенные тематически по месту создания. Будущая выставка в доме-музее Виктора Васнецова — первая,посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее,окруженном садом,в котором художник неоднократно писал этюды. На фото — Дом-музей В.М.Васнецова.
Виктор Васнецов. «Поляна». 1900-е
Выставка«Пейзажи Виктора Васнецова» в Доме-музее художника работает с 18 мая по 17 сентября 2017 года
Титульная иллюстрация: Виктор Васнецов. «В окрестностях Абрамцева». Этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
,1890-е,картон,масло. Дом-музей В.М. Васнецова. Иллюстрации к материалу: ГТГ.
Титульная иллюстрация: Виктор Васнецов. «В окрестностях Абрамцева». Этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
. 1890-е. Картон,масло. Дом-музей В.М. Васнецова. Иллюстрации к материалу: ГТГ.