Регистрация

Редкие пейзажи Виктора Васнецова покажут в доме-музее мастера

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея. Камерная выставка «Пейзажи Виктора Васнецова» стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века. Экспозиция начнет свою работу 18 мая 2017 года.
География 29 этюдов Виктора Васнецова, представленных на выставке, очень широка: зрители увидят работы, написанные художником в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина «Затишье» (1881, Третьяковская галерея). Изюминка выставки — фотографии из мемориального фонда художника. Ну, и для любопытных посетителей и поклонников таланта Виктора Васнецова отметим, что большая часть этюдов из собрания Дома-музея экспонируется впервые.
Виктор Васнецов. «Затишье». 1881.
«…Любовь всей жизни Виктор Васнецов встретил на родине. Весной 1871 года, захворав от петербургских туманов и усердной учебы, он приехал к родным в Рябово — отогреться и отдохнуть. Планировал вернуться к занятиям осенью, да задержался, а потом еще, и еще. Основная причина вполне укладывалась во французскую мудрость, призывающую в любой непонятной ситуации искать женщину. Сашеньку Рязанцеву Виктор встретил в вятском музее, от нее-то и не было сил возвращаться в Петербург. По пути из Парижа, в 1876 году Васнецов первым делом поехал в Вятку, к Саше. В Петербург прибыли уже вместе…» — биография художника в Артхиве также подкрепляет географию его пейзажей.
Представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком понимании природы, свойственном мастеру — замечательное следствие воспитания будущего художника его отцом, сельским священником. Уже в юные годы Вкитор Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата, художника Апполинария Васнецова, много рисовал «по впечатлению». Из ранних работ на выставке представлены этюды «Вятские места» (1870-е) и «Хвойный лес» (1874).
Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова — это камерные сюжеты: одинокое дерево, неброские цветы ромашки или ярко-розовые свечки иван-чая.

Виктор Васнецов. «Ромашки» (фрагмент). 1916
  • В интерьерах Дома-музея Виктора Васнецова. Фото: ГТГ
В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880—1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1898). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина «Затишье», на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.

Виктор Васнецов. «Пруд в Ахтырке». 1880.
Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше к картине «Аленушка» (1881, Третьяковская галерея).
Виктор Михайлович Васнецов. Аленушка
Виктор Васнецов. «Аленушка». 1881. (Работа не представлена на выставке)
На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Будущая выставка в доме-музее Виктора Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом, в котором художник неоднократно писал этюды.
На фото — Дом-музей В. М. Васнецова.

Виктор Васнецов. «Поляна». 1900-е
Выставка «Пейзажи Виктора Васнецова» в Доме-музее художника
работает с 18 мая по 17 сентября 2017 года
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Виктор Васнецов. «В окрестностях Абрамцева». Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше , 1890-е, картон, масло. Дом-музей В. М. Васнецова. Иллюстрации к материалу: ГТГ.
Титульная иллюстрация: Виктор Васнецов. «В окрестностях Абрамцева». Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше . 1890-е. Картон, масло. Дом-музей В. М. Васнецова. Иллюстрации к материалу: ГТГ.
Автор: Рита Лозинская
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP