Sign up

Поэзия модерна и не только. Творчество Флорины Штеттхаймер представили в Нью-Йорке

I like3 
Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорины Штеттхаймер (1871−1944). Это имя — настоящее открытие для ценителей искусства, а биография художницы достойна экранизации. Влияние модерна и ар-деко — лишь штрихи к портрету той, чей кукольный домик помогали оформлять Марсель Дюшан, Джордж Беллоуз и Александр Архипенко. На выставке «Флорина Штеттхаймер: рисуя поэзию» - более 50 картин и рисунков, а также костюмы и театральные проекты, фотографии и видеоинсталляции.
Выставка представляет работы Флорины Штеттхаймер в контексте социальной и интеллектуальной среды Нью-Йорка начала двадцатого века. Зритель сможет исследовать уникальный художественный стиль Штеттхаймер и ее роль во взаимосвязях творческих объединений Нью-Йорка.
Декоративный и образный стиль работ художницы, работавшей под влиянием модерна и арт-деко, критики называют «женственным», рассматривая его как своеобразную альтернативу более графичной модернистской живописи. Мы находим в ее работах и отзвуки творчества Джорджии О’Киф, с которой дружила художница, вспоминаем Ренуара, Сарджента, Эрте, Шагала… Может, как художница Штеттхаймер и не слишком оригинальна, однако ее разнообразным работам присуще особое очарование, которое ярче проявляется на фоне ее биографии. Жизнь как перформанс… Так говорят сегодня.
Художница родилась в богатой еврейско-немецкой семье в Рочестере (штат Нью-Йорк), однако начальную школу окончила в Германии. После развода родителей Флорина вместе с двумя сестрами осталась жить с матерью, еще двое детей к тому времени создали свои семьи и жили отдельно. Отец семейства, банкир Йозеф Штеттхаймер, оставил своей бывшей жене Росетте приличное состояние, которое давало ей возможность не думать о деньгах и вести эпикурейский образ жизни. Сестры в подростковом и юношеском возрасте получили хорошее воспитание, у них были гувернантки и репетиторы, девушки посещали художественные музеи и театры во всех европейских столицах.
Флорина Штеттхаймер. Портрет моей сестры Кэрри В. Штеттхаймер в белом платье

Флорина, и Этти (Генриетта) решили получить гуманитарное образование, а их старшая сестра, Кэрри, посвятила себя ведению домашнего хозяйства, опекая мать и сестер.

Привязанность к матери и женское воспитание стали причиной того, что все три сестры решили никогда не вступать в брак. Их сплоченный «семейный матриархат» проповедовал жизнь, основанную на удовольствиях, и душевную невозмутимость.



«Иногда Штеттхаймер представляют как несерьезную женщину-художника со склонностью к причудам», — отмечает Стивен Браун, помощник куратора фонда семьи Нойбауэр (Еврейский музей). «Эта точка зрения опровергается ее мощным видением портрета и ее проницательной адаптацией европейских авангардных идей, прежде всего символизма, к уникальным американским образам».
На выставке Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка.
Источник фото: thejewishmuseum.org. Фотограф: Jason Mandella
Решив стать художницей, Флорина Штеттхаймер начала свое образование в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Ее педагогами были Кеньон Кокс (Kenyon Cox), типичный представитель академической живописи, а также Роберт Генри (Robert Henri), противник академического искусства и один из основоположников «Школы мусорных вёдер» (Ashcan School). Продолжая обучение в Европе, Штеттхаймер попала под влияние художников-символистов, а также влюбилась в русский балет.
На выставке Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка.
Источник фото: thejewishmuseum.org. Фотограф: Jason Mandella
Первая мировая война вынудила семейство Штеттхаймер вернуться из Германии в Нью-Йорк, и это стало поворотной точкой в творчестве Флорины. Ее первая персональная выставка прошла в Нью-Йорке в 1916 году, в Галерее Кнодлер & Компания (Knoedler & Company). Из 12 представленных картин не была продана ни одна, и больше Штеттхаймер персональных выставок при жизни не устраивала.
  • Флорина Штаттхаймер. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    моей матери. 1925
  • Флорина Штаттхаймер. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    моей тети Каролины Вальтер Ньюстадтер. 1928
Сестры и их мать разработали свой план презентации картин Флорины: вечеринки!
Годом ранее они открыли на Манхэттене собственный салон, который был создан «для модернистов, современных литераторов и полиглотов Нью-Йорка, а также европейских экспатриантов». Салон семейства Штеттхаймер привлек многих ведущих фанатов художественного авангарда, в том числе близкого друга Флорины — Марселя Дюшана, а также Альфреда Штиглица, Карла ван Вехтена, Джорджию О’Кифф, Эли Надельмана, Гастона Лашеза и многих других.

О том, что Флорина Штеттхаймер пишет стихи, знали лишь несколько ее друзей, и, конечно же, семья.
Любопытная, забавная, праздничная, всегда острая, поэзия Флорины затрагивает такие темы, как симпатии и антипатии, природа и еда, люди и их настроения. Многие стихи посвящены, например, Марселю Дюшану, которого Флорина ласково именует «Дуче», или Гертруде Стайн, которая была для нее «Герти». Семь стихотворений художницы поместили на стенах галереи, дополнив экспозицию картин и рисунков. Отметим, что после смерти художницы ее сестра Этти собрала стихи Флорины и издала книгу «Кристальные цветы» скромным тиражом в 250 экземпляров. В 2010 году книга была переиздана и дополнена материалами о художнице.




Флорина Штеттхаймер в саду Брайант-парка на Манхэттене. 1917−1920 гг. Фото из коллекции Колумбийского университета

Флорина Штеттхаймер. Весенняя распродажа в Bendel’s. 1921
  • На выставке Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка.
  • Источник фото: thejewishmuseum.org. Фотограф: Jason Mandella
Театр и балет также много значили для Флорины Штеттхаймер. Летом 1912 года, в Париже, она присутствовала на представлении балета Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» в постановке «Русских балетов». Художницу, которой было на тот момент 40 лет, это вдохновило на создание своего собственного балета. С осени 1912 года по 1916 год она задумала либретто и рисовала, рисовала, рисовала эскизы костюмов к своей постановке «Орфей четырех искусств». На выставке представлены многие из эскизов, макетов и скульптур к балету, который так и не увидел свет. Либретто балета было опубликовано в 2010 году в переизданной книге стихов Штеттхаймер «Кристальные цветы».
На выставке также представлены более дюжины костюмов и декорации Флорины Штеттхаймер для новаторской оперы Вирджила Томсона (музыка) и Гертруды Стайн (либретто) «Четверо святых в трех действиях» (1934) (на фото выше). Вместо того, чтобы рисовать эскизы, художница создавала оформление «в трех измерениях», используя фигурки ручной работы и миниатюрные макеты сцены. Оперу поставили на Бродвее; Штеттхаймер использовала для нее множество необычных материалов, в том числе целлофан, перья, блестки и кораллы. В экспозиции представлены редкие кадры, снятые известным авангардистским арт-дилером Жюльеном Леви на генеральной репетиции оперы в 1934 году.
Сцена из I акта оперы композитора В. Томсона «Четверо святых в трёх действиях». Сценография и костюмы Флорины Штеттхаймер. Фото из коллекции Колумбийского университета (не представлено на выставке).

Несмотря на то, что этого экспоната нет на нью-йоркской выставке, хотелось бы упомянуть об еще одной художественной ценности семьи Штаттхаймер, а именно — о кукольном домике.
Идея создания двухэтажного, с двенадцатью комнатами и служебными помещениями кукольного дома, принадлежит старшей сестре Флорины — Кэрри, которая изначально в семье взяла на себя обязанности домохозяйки, обеспечивая быт и уют для матери и сестер.

Куратор выставки Джон Нобль устанавливает фигурки кукол в Кукольном доме Штеттхаймер. 1970-е гг. Музей города Нью-Йорка.

В 1916 году, во время летних каникул в северной части штата Нью-Йорк, сестры вместе с другими отдыхающими приняли участие в благотворительной ярмарке по сбору средств в пользу местных детей, пострадавших от эпидемии полиомиелита. Кэрри вместе с Флориной и Этти из деревянных ящиков, взятых у местного бакалейщика, создали кукольный домик, оформив его мебелью из найденных деталей и созданных специально объектов интерьера. Когда семья вернулась домой, в Нью-Йорк, Кэрри решила создать свой собственный кукольный дом, в котором «должна жить» явно какая-то аристократическая семья.
  • Кукольный дом Штеттхаймер
Домик создавался с 1916 по 1935 год. Флорина создала фасад здания, делала варианты эскизов дизайна помещений и взяла на себя оформление комнат «произведениями искусства», поскольку в доме имелась даже собственная картинная галерея. Она просила своих друзей седлать для нее крошечные копии своих работ.

Так в галерее кукольного домика появились скульптура Марселя Дюшана «Обнаженная», произведения Александра Архипенко и Гастона Лашеза, Джорджа Уэсли Беллоуза и Маргариты Зораш. В 1945 году Кэрри Штаттхаймер, пережившая свою сестру, подарила этот кукольный домик Музею города Нью-Йорка.
Деталь интерьера художественной галереи в Кукольном доме Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка
Выставка «Флорина Штеттхаймер: живописная поэзия» в Еврейском музее в Нью-Йорке
работает до 24 сентября 2017 года. Затем выставка переедет в Торонто, где будет работать с 21 октября 2017 года по 28 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Подготовлено по материалам artdaily.com, thejewishmuseum.org, parashutov.livejournal.com. Иллюстрации: Еврейский музей в Нью-Йорке.
Титульная иллюстрация: Флорина Штеттхаймер, «Семейный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
№ 2». 1933
I like3 
Artists mentioned in the article
 Comments
To post comments log in or sign up.