Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Всемирно значимая коллекция картин и керамики Уильяма и Эвелин Де Морган — одной из самых интересных пар в британском искусстве на рубеже XX века — обрела пристанище. По меньшей мере следующие 10 лет её домом станет особняк в Вулвергемптоне владелец которого во время Второй мировой войны уже однажды приютил«бездомное» собрание.
На обустройство галереи в усадьбе Уайтвик британский Национальный фонд потратил 170 тыс. фунтов стерлингов.
В экспозиции представлено 18 картин Эвелин Де Морган и более 100 работ её супруга Уильяма. Фото: demorgan.org.uk
Уильям Френд Де Морган(1839 — 1917) был британским керамистом,дизайнером,романистом и одним их ярких представителей движения«Искусства и ремёсла». С 1863-го по 1872 годы он сотрудничал со своим другом Уильямом Моррисом и делал плитки,витражи и мебель для его компании Morris & Co.
Основой дизайна его плиток зачастую служили средневековые орнаменты или персидские узоры,художник экспериментировал с глазурью и методами обжига. Популярными мотивами были галеоны и рыбы,фантастические птицы и другие животные. Часто Де Морган делал плитки,которые,будучи уложены вместе,создавали сложные узоры.
Слева: Эвелин Де Морган,«Портрет Уильяма Френда Де Моргана»(1909). Национальная портретная галерея,Лондон
Выше: керамические работы Уильяма Де Моргана. Фото: demorgan.org.uk
Супруга художника Эвелин Де Морган, урождённая Пикеринг(1855 — 1919), была последовательницей прерафаэлитов,в частности,Эдварда Бёрн-Джонса. В её картинах преобладают мифологические,библейские и литературные темы,метафоры Света и Тьмы,аллегории войны.
Убеждённая пацифистка,она выразила весь свой ужас от Первой мировой и южноафриканской войн в серии из более чем 15 картин,включая«Красный Крест» и «S.O.S.». Вся прибыль от продаж полотен Эвелин пошла на финансирование керамического бизнеса её мужа,а сама она активно участвовала в разработке его идей.
Слева: Эвелин Де Морган. Фото: Википедия
Фонд Де Морган владеет самой крупной и ценной коллекцией работ Уильяма Де Моргана и картинами Эвелин. Во время Второй мировой войны владелец особняка Уайтвик в Вулвергемптоне предложил перевезти собрание в свой дом,чтобы спасти его от немецких бомбардировок Лондона. А в 2011 году Фонд,чьи офисы находятся в галерее Уоттс в Суррее,лишился постоянной выставочной площади. Шесть лет назад муниципалитет отобрал у него помещения на юге Лондона,несмотря на громкие протесты против решения местных властей о закрытии музеев и библиотек.
Эвелин Де Морган, "Елена Троянская" (1898). Фонд Де Морган
Эвелин Де Морган, "Флора" (1894). Фонд Де Морган
Дом,где расположилась новая галерея,ранее принадлежал миллионеру,промышленнику и политику Джеффри Мандеру. В 1937 году он передал усадьбу Уайтвик,которая была построена всего полувеком ранее,Национальному фонду. Родители миллионера ориентировались на лекцию Оскара Уайльда«Красивый дом». Они частично перестроили старинный дом в соответствии с викторианским представлением о средневековье. Были добавлены панели из резного дуба,витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
,галерея для менестрелей,большой зал и секретная лестница.
Усадьба Уайтвик. Фото: Chris Lacey / National Trust Images
Мандер и его вторая жена Розали стали живущими в доме кураторами. Они пускали к себе публику по четвергам и субботам,а также потратили целое состояние на мебель,гобелены и произведения прерафаэлитов и членов движения«Искусства и ремёсла», когда их работы совершенно вышли из моды,как и сам дом.
Выше: керамические работы Уильяма Де Моргана. Фото: demorgan.org.uk
Несмотря на то,что Де Морганы никогда не были в усадьбе,с Уайтвиком их связывает многое. Например,плитки Уильяма Де Моргана украшают многие камины в доме. А Розали Мандер была близкой подругой Вильгельмины Стирлинг — младшей сестры Эвелин Де Морган. Стирлинг создала коллекцию,и предложила её на хранение во время Второй мировой войны. Фонд же был основан после её смерти в 1965 году.
Нынешний управляющий усадьбой Джон Вуд рассказывает,что у Де Морганов и Мандеров были общие политические симпатии. Первые были страстными сторонниками социальных реформ,избирательного права для женщин и прав трудящихся. У второго фабрика по производству красок стала одной из первых в стране,где была введена 40-часовая рабочая неделя. Мандер также был сторонником мира и убеждал правительство принимать больше беженцев-евреев в канун Второй мировой войны. Он гордился тем,что его имя числилось в одном из «списков смерти» Гитлера.
Галерея для коллекции работ четы Де Морган открылась 6 мая.