Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Картина мастера импрессионизма Камиля Писсарро,конфискованная во Франции у коллекционера-еврея во время Второй мировой войны,появилась на выставке в Париже. Наследники намерены требовать возвращения произведения у нынешних владельцев — пары из США,одолжившей его для экспозиции.
Сцена«Сбор гороха»(La cueillette des pois), написанная гуашью в 1887 году,появилось на выставке«Камиль Писсарро. Первый из импрессионистов» в Музее Мармоттан-Моне во французской столице.
ОБНОВЛЕНИЕ. Судебное разбирательство начинается в Париже 11 октября 2017 года. Его цель — решить,кому же принадлежит работа: наследникам коллекционера или же американской семейной паре,купившей ее с аукциона в 1995 году. Подробности — ниже.
Спорная картина Камиля Писсарро«Сбор гороха» в электронном каталоге на сайте Музея Мармоттан-Моне
Саймон Бауэр находился в лагере для интернированных Дранси под Парижем в 1944 году. Это был крупнейший пересыльный лагерь на территории Франции. Однако коллекционер избежал депортации в нацистские лагеря смерти из-за забастовки машинистов поездов. Годом ранее его собрание произведений искусства,включая картину Писсарро,было конфисковано. Работы продал арт-дилер,которого назначил режим Виши,правивший в оккупированной Франции.
Бауэр вышел на свободу в сентябре 1944 года — после освобождения страны от нацистов. Он немедленно приступил к поиску своих сокровищ. Однако к моменту смерти в 1947 году смог восстановить лишь небольшую часть своего собрания из 93 полотен. Поиски продолжили его родственники. Теперь внуку коллекционера,87-летнему Жану-Жаку Бауэру,стало известно,что«Сбор гороха» выставлен в Музее Мармоттан-Моне в рамках ретроспективы Писсарро.
Слева: афиша выставки«Камиль Писсарро. Первый из импрессионистов» на выставке в Музее Марморттан-Моне
Галерея взяла картину напрокат у американской пары по фамилии Толл(Toll), которая приобрела её на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 1995 году.
Потомки Бауэра не могли отыскать следов картины полвека. Последний раз она попала в их поле зрения в 1965 году. Тогда«Сбор гороха» и ещё одно полотно были проданы негласно,что называется«из-под прилавка». Однако в тот момент суд принял сторону покупателя,и годом позже работы снова были проданы — на этот раз на аукционе Sotheby’s в Лондоне.
Камиль Писсарро,«Лувр,зимнее солнце,утро»(1900) — ещё одна картина на выставке в Музее Марморттан-Моне,одолженная у частного коллекционера
Теперь Жан-Жак Бауэр обратился парижский суд с просьбой запретить перемещение картины в ожидании дальнейшего определения её принадлежности. «В это время полотно должно оставаться во Франции», — сказал адвокат истца Седрик Фишер,чей прапрадед был стряпчим Саймона Бауэра.
«Столкнувшись с этой сложной с точки зрения истории,фактов и права ситуацией,французский судья должен суметь принять решение спокойно и без спешки», — добавил юрист.
Одновременно с ретроспективой в Музее Мармоттан-Моне,ещё одна парижская галерея — Музей в Люксембургском саду — проводит монографическую выставку«Писсарро в Эраньи», которой посвящён наш отдельный обзор
Камиль Писсарро,«Сбор яблок в Эраньи»(1888) — одна из центральных картин выставки«Писсарро в Эраньи»(Музей в Люксембургском саду), которая проходит в Париже параллельно с ретроспективой«Первый из импрессионистов»
Американские владельцы картины«Сбор гороха» возражают против запрета на передвижение работы. Суд заявил,что примет решение 30 мая. Тем временем,Музей Мармоттан-Моне согласился сохранить полотно у себя до конца ретроспективы Писсарро,которая завершится 2 июля.