Сразу две крупные выставки в Париже фокусируются на творчестве «крёстного отца импрессионизма»: крупная ретроспектива проходит в Музее Мармоттан-Моне, а Музей в Люксембургском саду предоставил необычную экспозицию «Писсарро в Эраньи». Она посвящена двум последним, десятилетиям его жизни. Наименее изученный период его творчества иллюстрируют семейные архивы, а также около ста картин, рисунков и гравюр.
До сих пор ретроспективы Писсарро посвящались его городским пейзажам, портретам и сотрудничеству с другими художниками. Проект «Писсарро в Эраньи» фокусируется не только на творчестве, но и политических взглядах знаменитого мастера.
«Его личным талантом, помимо зоркости душевной и эмоциональной, было умение „постичь суть места“. Писсарро — художник земли. В сельском садике под Парижем, у обочины пыльной дороги, на широкой городской улице или посреди замерзшего поля — как будто пульс Писсарро менялся в зависимости от того места, в которое он попадал», — более подробно о жизни и творчестве живописца читайте в его биографии на «Артхиве».
Камиль Писсарро за работой. Фрагмент трейлера выставки «Писсарро в Эраньи»
Последняя крупная ретроспектива работ Камиля Писсарро в Париже проходила 35 лет назад в Большом дворце. В начале 1980-х он был на волне популярности — особенно в связи с публикацией пяти томов переписки, инвентаризацией большой коллекции рисунков в Музее Ашмола в Оксфорде и монументальным каталогом его картин, который выпустил Институт Вильденштейна в Париже.
В нынешнем году поклонники импрессионизма стали свидетелями триумфального возвращения старейшины этого направления на парижскую сцену. Музей в Люксембургскои саду проводит выставку «Писсарро в Эраньи» параллельно с ретроспективой в Музее Мармоттан-Моне (23 февраля — 2 июля).
В нынешнем году поклонники импрессионизма стали свидетелями триумфального возвращения старейшины этого направления на парижскую сцену. Музей в Люксембургскои саду проводит выставку «Писсарро в Эраньи» параллельно с ретроспективой в Музее Мармоттан-Моне (23 февраля — 2 июля).
Сад художника в Эраньи
1898, 73.3×92.1 см
Камиль Писсарро купил дом в деревне Эраньи-сюр-Эпт благодаря займу от Клода Моне и оставался там до конца жизни. Он разработал своего рода утопию, которая нашла отражение как в его картинах, так и в жизненном укладе.
Кураторами выставки «Писсарро в Эраньи» выступили два крупных специалиста по творчеству художника — его правнук Йоахим Писсарро и профессор Университета Техаса Ричард Бреттелл. Они собрали воедино картины, рисунки и гравюры, которые были созданы в последние 20 лет жизни мастера, но практически незнакомы широкой публике. В залах Музея в Люксембургском дворце представлены произведения из европейских и американских галерей, а также частных коллекций.
Женщина, омывающая ноги в ручье
1895, 73×92 см
В экспозиции можно увидеть не только полные движения пейзажи фермы — подчёркнуто деревенские, в отличие от красочной роскоши Живерни, — которые Писсарро писал во все времена года. Тут есть и множество портретов, созданных в студии, а также пасторальные окрестности Эраньи. Значительная часть выставки посвящена графическим работам того же периода, ослепительным акварелям и гравюрам, столь же радикальными, как и произведения Гогена.
Кроме того, Камиль Писсарро придумал новую форму творческого и семейного сотрудничества, кульминацией которой стало создание Eragny Press вместе с сыном Люсьеном. Этот небольшое издательство, основанное в Эраньи и работающее в Лондоне, выпускало любимые литературные произведения семьи с иллюстрациями и в красочно оформленных переплётах.
Кроме того, Камиль Писсарро придумал новую форму творческого и семейного сотрудничества, кульминацией которой стало создание Eragny Press вместе с сыном Люсьеном. Этот небольшое издательство, основанное в Эраньи и работающее в Лондоне, выпускало любимые литературные произведения семьи с иллюстрациями и в красочно оформленных переплётах.
Сбор яблок в Эраньи
1888, 61×74 см
В эстетике произведений «периода Эраньи» хорошо прослеживаются и политические взгляды Писсарро. Как известно, он был ярым анархистом и поддерживал убийство президента Сади-Карно (24 июня 1894 года ему нанёс смертельное ножевое ранение итальянский анархист Казерио). На выставке собраны свидетельства его интереса к этому событию, в частности, удивительная коллекция под названием «Социальные кошмары», написанная в стиле Домье, а также анархистские журналы, куда он отправлял иллюстрации.
Укладка сена. Эраньи, вечер
1893, 54.3×65.4 см
Эти идеи находили отражение и в живописи. Если Моне превратил свой небольшой сад в Живерни в настоящий цветочный рай, то Писсарро при поддержке своей прагматичной жены Жюли создал работающую коллективную ферму — с домашним скотом, обширными садом и огородом, а также полем под зерновые. Семья художника могла питаться исключительно продуктами собственного производства. Для них пейзаж
символизировал жизнь и красоту, а цветы занимали лишь несколько участков ближе к дому.
Интересно, что сад Моне и ферма Писсарро находились на берегах одной реки, Эпта, которая проходит и через Эраньи, и через Живерни.
Уголок сада в Эраньи
1893, 65.5×81 см
Выставка «Писсарро в Эраньи» в Музее Люксембургского сада продлится до 9 июля 2017 года.
Читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея в Люксембургском саду