Почти 200 лет спустя после смерти испанского художника Франсиско Гойя (1746−1828) были высказаны новые версии о его болезни, в итоге которой художник лишился слуха в возрасте 46 лет. Загадочная болезнь, поразившая Гойю в середине 1793 года, до сих пор была одной из невыясненных моментов его биографии. Поставить диагноз двухвековой давности попыталась хирург и эксперт по слуху в Школе медицины Университета Мэриленда Ронна Херцано (Ronna Hertzano).
В процессе исследования врач изучила множество исторических документов, в которых упоминались подробности биографии художника. Гойя был прикован к постели несколько месяцев; все это время его мучили головные боли, головокружение, галлюцинации, проблемы со зрением и звон в ушах. Большинство из этих симптомов, в конце концов, прошло, однако художник в 46 лет потерял слух. Среди многочисленных версий загадочной болезни называли сифилис, бактериальный менингит и отравление свинцом красок, которыми работал мастер.
Однако новый анализ симптомов болезни великого испанца, озвученный доктором Херцано, указывает на то, что Гойя, по видимому, страдал аутоиммунным заболеванием, известным в наше время как синдром Сусака.
Однако новый анализ симптомов болезни великого испанца, озвученный доктором Херцано, указывает на то, что Гойя, по видимому, страдал аутоиммунным заболеванием, известным в наше время как синдром Сусака.
Асмодей, или Фантастическое видение
1823, 123×265 см
Синдром Сусака — редкое заболевание, которое характеризуется появлением «триады» симптомов, а именно — поражение артериолы улитки, сетчатки и головного мозга. Заболевание чаще встречается у женщин, нежели у мужчин. «Иммунная система человека атакует мелкие кровеносные сосуды в мозге, сетчатке и во внутреннем ухе," - отмечает Ронна Херцано, а состояние больного включает в себя симптомы «головных болей, трудности мышления, психического расстройства, потерю слуха и равновесия». Данная клиническая картина позволяет предположить, что Франсиско Гойя страдал именно от синдрома Сусака, подчеркивает доктор Херцано, поскольку исторически доказано «определенное созвездие симптомов», наблюдавшихся у художника. Кроме того, если бы у Гойи наблюдались сифилис или отравление свинцом, то последствия были бы куда серьезнее, нежели потеря слуха.
Исследователь представила эти выводы в ходе ежегодной клинико-патологической конференции, посвященной диагностике заболеваний, которые повлияли на исторические личности. Профессор Херцано призналась, что в случае Гойи это была не просто «увлекательная медицинская тайна», но и «настоящая детективная работа».
Большой козел или шабаш ведьм
1823, 140.5×435.7 см
В 2016 году исследователи обнаружили болезнь Паркинсона у Сальвадора Дали, анализируя произведения художника-сюрреалиста. А Виллему де Кунингу не так давно был — с большим опозданием — поставлен диагноз болезни Альцгеймера. Что же касается известного художника Сикстинской капеллы, Микеланджело, британское исследование в 2016 году обнаружило признаки остеоартрита в его работах: болезнь усиливалась от многократного использования молотка и зубила.
Читайте также: Безумие, сифилис, цинга: история болезни Винсента Ван Гога
Читайте также: Безумие, сифилис, цинга: история болезни Винсента Ван Гога
Портрет Франсиско Гойи
1826, 75×93 см
Франсиско Гойя умер в 1828 году в изгнании, в Бордо, в возрасте 82 лет, и, судя по историческим данным, до конца дней был крайне раздражительным вследствие болезни. Среди его самых известных и знаменитых произведений — так называемые «Черные», или «Мрачные картины"(pinturas negras) — серия из 14 фресок, которыми Гойя расписал стены своего жилища под конец жизни. Фрески, 50 лет спустя после смерти художника перенесенные на полотна, свидетельствуют не только о тяготах и бурных событиях в Испании во время правления Фердинанда VII, но, вероятно, также являются одним из отражений внутренних призраков художника, связанных с ухудшением его физического состояния.
Паломничество в Сан-Исидро
1823, 138.5×436 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.
Титульная иллюстрация: Висенте Лопес-и-Портанья. Портрет Франсиско Гойи (фрагмент). 1826.
При подготовке использованы материалы zap.aeiou.pt, livescience.com, europe1.fr.
Титульная иллюстрация: Висенте Лопес-и-Портанья. Портрет Франсиско Гойи (фрагмент). 1826.
При подготовке использованы материалы zap.aeiou.pt, livescience.com, europe1.fr.