Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Фотограф журнала National Geographic Паоло Вудс(Paolo Woods) сделал эксклюзивные снимки рисунков на стенах потайной комнаты,расположенной под часовней Медичи во Флоренции. Искусствоведы считают,что часть из них создал Микеланджело: скорее всего,он скрывался в этом убежище от семьи Медичи в 1530 году.
Хотя не все учёные согласны с теорией происхождения средневековых граффити,большинство не сомневается в их ценности.
На одной из стен потайной комнаты есть рисунок древесным углём,изображающий человеческую фигуру со спины(фото выше — Paolo Woods / National Geographic). Грубый набросок напоминает фрагмент росписи Микеланджело в Сикстинской капелле(фото ниже — Getty Images)
На сокровища эпохи Возрождения наткнулся ещё в 1975 году Паоло Даль Поджетто(Paolo Dal Poggetto), тогдашний директор музея при часовне Медичи во Флоренции. Пытаясь найти новые выходы для туристов,он с коллегами обнаружил люк под шкафом в Новой ризнице — зале,где размещены богато украшенные гробницы членов семьи Медичи. Каменные ступени привели исследователей в продолговатую комнату площадью не больше кладовки.
На снимках выше: рисунок со стены скрытой комнаты(слева,фото — Paolo Woods / National Geographic) напоминает неоконченную скульптуру,приписываемую Микеланджело(Getty Images)
На стенах обнаружились рисунки углём и мелом,которые,как посчитали Поджетто и его коллеги,сделал сам Микеланджело. Учитывая их хрупкость,а также крошечные размеры пространства,сейчас комнату открывают для посетителей крайне редко.
Набросок на стене потайного помещения под часовней Медичи. Фото: Paolo Woods / National Geographic
Микеланджело Буонарроти, "Воскресение Христа" (рисунок мелом). Фото: Королевская коллекция Великобритании
Даль Поджетто с большой осторожностью отнёсся к комнате. Поскольку дело происходило во Флоренции,где творили многие художники Возрождения,он подозревал,что под штукатуркой может находиться нечто ценное. Эксперты неделями с помощью скальпелей снимали слои покрытия. В итоге их взорам предстали десятки рисунков,многие из которых напоминают великие произведения Микеланджело. В их числе — фрагменты статуи Давида(закончена в 1504 году), росписи Сикстинской капеллы(закончена в 1512 году) и мраморной скульптуры,украшающей гробницу Джулиано Медичи в Новой ризнице.
Грубый контур человеческого тела,словно пролетающего по стене комнаты(фото — Paolo Woods / National Geographic), поразительно похож на центральную фигуру в эскизе Микеланджело«Падение Фаэтона»(фото — Галерея Академии,Венеция)
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони сам спроектировал часовню Медичи в базилике Сан-Лоренцо. Она предназначалась для захоронения членов семьи,которой художник был обязан своей карьерой. Но в 1529 году Микеланджело примкнул к республиканцам,желавшим свергнуть власть его патронов. Он помогал укреплять городские стены против армии понтифика Климента VII,происходившего из грозной семьи.
После десяти месяцев сражений сторонники Медичи одержали победу,и 55-летний Микеланджело спрятался от гнева Папы. Художник пропал на три месяца — и где он находился,оставалось загадкой почти 500 лет. Предполагают,что он заперся в потайной комнате под часовней Медичи. Объявился мастер лишь в ноябре 1530 года,когда Климент VII дал понять,что он может безнаказанно вернуться к работе. Патроны хотели,чтобы Микеланджело всё же закончил их усыпальницу.
Слева: интерьер часовни Медичи
На одной из стен потайной комнаты есть наброски ног в разных позах. Похоже,это эскизы статуи Джулиано Медичи,которая украшает гробницу правителя в Новой ризнице. Фото: Paolo Woods / National Geographic
Впрочем,невозможно абсолютно точно определить происхождение рисунков на стенах потайной комнаты под часовней Медичи. Некоторые граффити«слишком любительские», и вряд ли принадлежат Микеланджело. В частности,профессор Уильям Уоллес(William Wallace) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе настроен скептически.
Учёный полагает,что Микеланджело был слишком заметной фигурой и мог укрыться у другого своего покровителя. Кроме того,профессор подозревает,что рисунки были сделаны раньше — примерно в 1520-х годах. Некоторые могли принадлежать самому мастеру,но другие,скорее всего,делали его многочисленные помощники,которые отдыхали от укладки кирпича и резки мрамора для Новой ризницы.
Рисунок бородатой головы поразительно напоминает лицо Лаокоона на античной скульптуре,которая вдохновляла Микеланджело. Фото: Paolo Woods / National Geographic и Eric Vandeville / Getty Images
«Отделить одни от других практически невозможно», — говорит Уоллес. Но при этом добавляет,что эта дилемма не умаляет ценности рисунков или важности их открытия.
Комната вызывает эмоциональный отклик у зрителей,которым посчастливилось её увидеть. «Стоя в этих четырёх стенах,тускло освещённых через крошечное угловое окно,вы словно вглядываетесь в сознание Микеланджело,чьё захватывающее дух искусство наполняет здание», — говорится в статье National Geographic.
По материалам официального сайта National Geographic и atlasobscura.com. Главная иллюстрация: директор музея при часовне Медичи Моника Биетти осматривает рисунок на стене«потайной комнаты»; фото: Paolo Woods