Свежий взгляд на одно из значительных европейских художественных течений предлагает галерея фонда Пьера Арно в швейцарском Лансе. На выставке «Символизм. Магия воды» представлены Арнольд Бёклин, Гюстав Моро, Фелисьен Ропс, а также Огюст Роден, Фердинанд Ходлер, Густав Климт, Феликс Валлотон и Эрнест Билер — один из основателей школы Савьез, прославлявшей швейцарскую сельскую жизнь.
Прозрачные женские фигуры, пастельные узоры, романтические пейзажи и мифические аллюзии — у символистов XIX века было всё это задолго до того как возродилось в 1960-х годах в орнаментах «пейсли», узорах Лоры Эшли и размытых обложках пластинок.
Парк
1911
Символизм был движением конца XIX века, возникшим в ответ на драматические перемены — индустриальную революцию, упадок сельского хозяйства, увеличение численности населения, развитие социализма, достижения в области биологии и теории эволюции, осознание роли индивидуальности и совести. Символизм развивался как реакция на материализм, позитивизм и реализм в искусстве.
Поддерживая восприятие реальности, наполненное духовностью, художники-символисты выступали за визуальное выражение настроений или чувств, воображаемых миров и сновидений, в природе и за пределами видимой реальности, всегда стремясь придать идее ощутимую форму.
Слева: Альберт Шмидт, «Источник» (1917). Частная коллекция
В галерее Арно выставлено всего лишь 100 произведений, хотя к символизму обращалось гораздо большее число художников, чем это принято считать. Кураторы собирали работы из частных и музейных европейских коллекций.
Безмятежность
1896, 89.5×117 см
Преднамеренное сужение фокуса выставки до темы воды в воображении символистов лишь подчёркивает новый взгляд на этих художников и даёт более объективно оценить их достижения. Вода вдохновляла живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, краснодеревщиков, стеклодувов и керамистов.
Экспозиция разделена на шесть тематических секций в соответствии с темами первых выставок символистов в 1890-х годах: мечты, идеал, миф, легенда, аллегория
и парафраз великих поэтов.
Многообразие работ на выставке напоминает о том, что символизм
был общеевропейским движением, стремившимся отменить жанры и вновь объединить искусства, а также представить нематериальную реальность в материальных формах. Он вдохновлял художников на удивление продолжительное время: великолепный декор дверного наличника, выполненный Эрнестом Билером и находящийся в частной коллекции, датируется 1898 годом, а его же картина «Озеро» (также из приватного собрания) была написана в 1930 году.
Сирены
Конец XIX века, 147×201 см
Выставка полна сюрпризов в своей эклектичной подборке произведений. Там можно увидеть даже работу Эдварда Бёрн-Джонса, которая создаёт связь символистов с британскими прерафаэлитами. Зрители могут полюбоваться несколькими стеклянными шедеврами Эмиля Галле, а также замысловатой маркетри, которые не будут больше выставляться вместе после завершения показа.
Подробное исследование символизма провели в прошлом году в Милане: иллюстрированный обзор этой невероятной выставки представлен в специальном материале Артхива
Эмиль Галле, «Морская раковина» (1889). Частная коллекция
Выставка «Символизм
. Магия воды» в галерее Пьера Арно продлится до 21 мая. Затем произведения швейцарских художников, представленные там, переедут в бельгийский Намюр и будут доступны зрителям в музее Фелисьена Ропса с 26 июня по 24 сентября.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта галереи Пьера Арно