Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Важнейший проект сезона Третьяковской галереи— ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой — в самом разгаре. На двух этажах Инженерного корпуса ГТГ развернулась наиболее полная экспозиция работ художницы за последние 30 лет. Прошедшая три года назад выставка ее работ вызвала огромный интерес,и вот — новая встреча с творчеством Серебряковой. Чем отличается нынешняя экспозиция?
Третьяковская галерея не поскупилась ни на пространство,ни на экспонаты: представлено более 220 произведений живописи и графики(на упомянутой прошлой выставке в честь 130-летия художницы работ было около 70), а также документальные фотографии. Структура выставки,построенной в формате кураторского исследования,включает несколько разделов: ранние произведения,портреты,крестьянский цикл,натурные наброски балерин,пейзажи,эскизы росписей Казанского вокзала в Москве,работы парижского периода,бельгийские панно,а также работы из марокканской серии.
Фото: Евгений Алексев. Источник: страница Третьяковской галереи в соцсети Фейсбук.
Акцент в экспозиции сделан на русском периоде творчества Зинаиды Серебряковой, когда были созданы важнейшие,знаковые произведения мастера. Все наиболее известные работы этого времени разместились на третьем этаже Инженерного корпуса. На втором экспонируются произведения,выполненные в эмиграции — во Франции,Италии,Бельгии и Марокко. Напомним,что последний прецедент,когда все выставочное пространство здания было предоставлено одному мастеру — ретроспектива Марка Шагала,прошедшая летом 2012 года.
Изображение крестьян — одна из ключевых тем твочрества Зинаиды Серебряковой,наравне с семейными портретами и просто портретами,ню и балеринами. «Беление холста» — высшая реализация этой темы в творчестве художницы. Беление холста — длительный процесс. Вытканный холст поначалу получался серого цвета,далее холст выпаривали в щелоке,а потом на несколько дней расстилали на траве,причем делать это нужно было утром или вечером,потому что холстина все время должна быть влажной. На картине как раз изображен процесс расстилания холста.
«Как же за завтраком,когда обед подают?», — удивлялись зрители. Но в доме Серебряковых был принят европейский режим питания,более физиологичный,чем привычный трехразовый,состоящий из завтрака,обеда и ужина. Утром подавался«маленький завтрак», а в полдень следовало то,что мы называем ланчем,плотный второй завтрак. О нем и речь. За столом изображены трое старших детей художницы. По дальнюю сторону — восьмилетний Женя,на переднем плане — Саша,которому 6−7 лет,справа двухлетняя Тата. Младшей,Катюше,за стол пока рано,она еще на руках у кормилицы. Отдельный персонаж — руки кого-то взрослого,разливающие суп. Мы не знаем,кто это — бабушка,няня или кухарка. Но именно ее руки добавляют уюта и ощущения защищенности картине.
Первая большая выставка Серебряковой была проведена в Третьяковской галерее в 1986 году. Спасибо искусствоведам,которые посчитали,что назрела потребность познакомить с работами художницы новое поколение зрителей. Выставка станет большим подарком и для тех,кто давно знает и любит творчество Зинаиды Серебряковой. Большое количество работ прошли через жесткий кураторский отбор: в состав предстоящей выставки вошли только эталонные ключевые произведения.
Зинаида Серебрякова(1884−1967), представительница прославленной творческой династии Бенуа — Лансере,художник русского зарубежья,принадлежала к плеяде мирискусников«второй волны». С тех пор как в 1910 году полотно«За туалетом. Автопортрет»(1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея,стала расти известность Серебряковой на Родине. В своем творчестве,стилистически близком неоакадемическому направлению,она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.
Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909
В 1910 году автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«За туалетом» стал главным событием весенней выставки Союза русских художников в Петербурге. Он удивил не только критику и зрителей,но и Александра Бенуа,дядю Зинаиды Серебряковой. Каким образом эта милая,застенчивая и необщительная девушка,вместо активного участия в «художественной жизни» воспитывающая детей и наслаждающаяся счастливой семейной жизнью,сумела заставить говорить о своей работе завзятых посетителей художественных салонов и самих художников? Возможно,в свежести ее восприятия и было дело. От картины исходит ощущение молодой,беспричинной радости,радости не «потому что», а от самого процесса бытия.
«Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой. В первой она — потомок художественного семейства,счастливая,любимая и любящая жена,мать обожаемых детей и талантливая художница,вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом,в котором,кажется,сконцентрировались счастье,любовь,довольство,свежесть и радость жизни. Вторая судьба — вдова,разлученная с детьми,выбивающаяся из сил,чтобы заработать на кусок хлеба,не нашедшая места на чужбине и утратившая родину,раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской…» — читайте биографию художницы в Артхиве.
Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи,привезенные на выставку из французских коллекций,впервые демонстрируются российскому зрителю.
Более половины жизни,начиная с 1924 года,Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли,в основном,русские,находящиеся в эмиграции,а также ее знакомые по петербургской жизни. На выставке представлены также пейзажи,созданные во французской Ривьере,в Провансе,Бретани,а также в Швейцарии и Италии.
В залах Третьяковской галереи на выставке Зинаиды Серебряковой. Серия картин,посвященная балеринам. Фото: kudamoscow.ru
«В декабре 1920 года Зинаиде Серебряковой удается уехать в Петроград. Становится немного легче. Дети идут в школы,картины Серебряковой участвуют в выставках,ей иногда заказывают портреты. Но жизнь все равно проходит на грани выживания. Александр Бенуа выхлопотал племяннице свободный пропуск в Мариинский театр. Там занимается ее дочь Татьяна,там Зинаида пишет своих прелестных балерин…» — из биографического очерка о художнице в Артхиве.
«"Снежинки» — одна из написанных Серебряковой в Мариинском театре картин«из жизни балетной уборной». В свою парижскую поездку в 1905 году Зинаида Серебрякова была совершенно очарована балеринами Дега. Ее собственную балетную серию можно считать диалогом с прославленным живописцем. Ключевое отличие…" - читайте описание картины в Артхиве
В Париже Серебрякова не может полностью включиться в новую жизнь… Двоих детей и маму правительство отказывается выпустить к ней,за границу. Художница с двумя другими детьми не решается вернуться в СССР — эти дети могут быть объявлены«врагами народа»… В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода. Самым светлым событием этой«жизни после жизни» для Зинаиды Серебряковой стали поездки в Марокко. Бельгиец барон Броуэр увидел на одной из выставок ее картины и предложил оплатить поездки с тем,что сможет забрать себе любые понравившиеся из написанных там картин. В 1928 и 1932-м году Зинаида путешествовала по Марокко. Впоследствии она напишет дочери Татьяне: «Вообще 34 года жизни здесь — одна суета,одна нервность и отчаянье… А как же художнику творить без „радостного волненья“? Вот разве что один месяц,проведенный в Марокко в 1928 году,и затем полтора месяца там же захватили меня всецело своей непосредственной живой красотой…»
В залах Третьяковской галереи на выставке Зинаиды Серебряковой. Фото: kudamoscow.ru
Впервые московскому зрителю представлены декоративные панно,выполненные для бельгийской виллы барона де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии Серебряковой реализованным проектом в оформлении интерьеров.
Убранство зала строилось на сочетании горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек,а также двух десюдепортов(декоративных композиций,располагаемых над дверями) с изображением географических карт. Москвичи впервые смогут увидеть эти работы,долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны. А петербуржцы могли видеть эти произведения в 2007 году,когда Русский музей впервые в России показал«бельгийские» панно Серебряковой на выставке«Обнаженные».
Фигуры на горизонтальных панно изображены рядом с фрагментами карт тех мест и стран,которые имели для семьи де Броуэр особое значение: «Марокко», «Фландрия», «Индия» и «Патагония». Сама Серебрякова называла их «времена года».
«Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века,исполненных в одном тоне(их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы „4-х времен года“(лето со снопом,весну с цветами и т. д.) и 4 фигуры,стоящие в „нишах“ на другой стене. Рисовала я все это в Париже и,к сожалению,не видела,как все это выглядело на стенах,так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт,и дача Броувера была разрушена…»(из письма Зинаиды Серебряковой к А. Н. Савинову,1964г)
Зинаида Серебрякова. "Флора". 1936-37гг
Зинаида Серебрякова. "Юриспруденция". 1936-37гг
Чтобы избежать очередей,которые последнее время стали у музейщиков притчей во языцех,галерея просит посетителей заблаговременно приобретать билеты в кассах Новой Третьяковки(Крымский Вал,10) и на сайте Галереи. Напомним,что посещение выставки Зинаиды Серебряковой организовано по сеансам,чтобы избежать очередей и обеспечить комфортную наполняемость залов. Рекомендуем заранее приобрести билет на удобное для вас время,пройти без очереди и наслаждаться выставкой.
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в шарфе(фрагмент). 1911. Собрание ГМИИ им. Пушкина. По материалам пресс-релиза ГТГ и публикаций Артхива. Иллюстрации: ГТГ,kudamoscow.ru.