Пикассо, Брак, Матисс, Сезанн. Коллекцию легендарного арт-дилера Поля Розенберга показывают в Париже
Главный герой экспозиции — Поль Розенберг. Он родился в 1881 году в семье антиквара. Арт-дилерством парижанин занялся в молодости — вместе с братом Леоном. Через некоторое время пути родственников разошлись в соответствии с художественными предпочтениями каждого. Если Леон остался верен юношескому увлечению кубистами, то Поль к ним остыл и занялся модернистами.
Поль Розенберг в галерее (1914, (c)Archives Paul Rosenberg & Co, New York)
Вторая мировая война — в отличие от своей предшественницы, — разрушила жизнь Розенберга. Как легко догадаться по фамилии, он отнюдь не был представителем титульной нации. Что «светило» еврею при нацистской оккупации — всем хорошо известно. Спасая жизнь, Розенберг бросил часть коллекции, в том числе самые «неподъемные» экземпляры (например, скульптуры Огюста Родена и Аристида Майоля), и попытался вывезти хотя бы наиболее ценные картины Пикассо, Матисса, Брака.
При нынешних знаниях о событиях тех лет эта попытка кажется наивной, но тогда люди не представляли себе масштаб пришедшей во Францию трагедии: маршан сдал четыре сотни полотен на хранение в банк. Конечно же, шедевры были конфискованы. Их новыми владельцами стали рейхсмаршал Герман Геринг, министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп…
К счастью, сам Розенберг и его семья (с небольшой частью коллекции) смогли через Португалию попасть в США и начать там новую страницу жизни — конечно же, тоже связанную с изобразительным искусством. Арт-дилер умер в 1959 году. Со временем потомки стали собирать по миру украденные нацистами картины из галереи Розенберга.
Например, одно из полотен — «Женщина, сидящая в кресле» (Анри Матисс, 1921 год) — обнаружилось в скандально знаменитой «коллекции Гурлитта» и уже вернулось к законным владельцам.
Картина «Женщина в голубом перед камином» также Матисса «всплыла» в 2012 году на выставке работ Матисса в Центре Помпиду. Там на картину обратили внимание специалисты, знавшие ее историю: «Женщина в голубом перед камином» была среди полотен, попавших к Герингу. После войны произведение купил коллекционер из Норвегии Нильс Унстад. Позже работа Матисса оказалась в частном музее в пригороде Осло.
Этот музей (в отличие от других) не слишком рьяно сражался за спорное имущество — обошлось без многолетних судебных тяжб, и уже в 2014-м полотно стало собственностью наследников Поля Розенберга.
Перипетиям его жизни, отношениям с художниками и судьбе коллекции на фоне эпохи посвящена книга Анн Синклер — внучки маршана. Автор и сама — человек известный: французская политическая журналистка, жена политика и экономиста Доминика Стросс-Кана, в 2007 — 2011 годах возглавлявшего Международный валютный фонд (и уволившегося в результате секс-скандала, но это совсем другая история).
Книга называется так же, как выставка. Вернее — экспозиция получила наименование книги, ставшей ее основой. Выставка уже была показана в музее Бовери в бельгийском городе Льеж, откуда и переместилась в Париж.
(Данное и нижнее фото с выставки с работой Джеймса Энсора — fr.timesofisrael.com)
Экспонаты для выставки предоставили как музеи (включая такие известные как Центр Помпиду, Гран-Пале, Музей Пикассо и не только — полный список видим в финале впечатляющего видеоролика выставки), так и частные коллекционеры.