Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Филиал Лувра во французском городе Ленсе представил ретроспективу трёх самых загадочных художников во французской истории — братьев Антуана,Луи и Матье Ленен. Они входят в число наиболее значительных живописцев XVII века наряду с Никола Пуссеном и Жоржем де Латуром. Однако ретроспектива«Тайна Ленен» — первая за последние четыре десятилетия. В ней представлены 55 из 75-ти известных картин,созданных этим трио.
Братья Ленен работали в Париже в 1630-х — 1640-х годах,и многие их полотна стали иконами в истории искусств. Тем не менее,об их жизни известно мало,а авторство большинства картин до сих пор обсуждается.
Их произведения покупали такие знаменитые исторические персонажи,как российская императрица Екатерина Великая,а сейчас они пользуются популярностью в мировых музеях. Из-за хрупкости эти шедевры очень нечасто собираются вместе; последняя столь масштабная ретроспектива братьев Ленен проходила в 1978 — 1979 в парижском Большом дворце. Теперь же устроители выставки(музей Лувр-Ланс,Музей искусств Кимбелла в Техасе и музеи Сан-Франциско) одолжили экспонаты у частных коллекционеров,крупных европейских,российских и американских учреждений.
Трое братьев родились в семье зажиточного крестьянина и винодела из Лана(Пикардия). Антуан(ок. 1588 — 1648) был третьим из пяти сыновей,Луи(ок. 1593 — 1648) — четвёртым,а Матье(1607 — 1677) — последним. Обучались они,скорее всего,у художника из Северной Европы,но его личность установить так и не удалось. В 1629 году все трое переехали в Париж,где поселились в привилегированном предместье Сен-Жермен и открыли мастерскую,которую возглавил Антуан.
Луи наименее часто упоминается в старых источниках,но именно он считается художественным гением семьи,автором большинства крестьянских сцен,а также единственным из трио,чьи картины демонстрируют реальное чувство ландшафта.
Слева: братья Ленен(предположительно,Луи Ленен), «Аллегория Победы»(ок. 1635). Лувр,Париж
В экспозиции есть общий портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
братьев из Национальной галереи в Лондоне — неоконченное полотно,где все трое изобразили себя стоящими плечом к плечу. Братья Ленен,«Трое мужчин и мальчик»(ок. 1648)
Луи умер в Париже 23 мая 1648 года,а два дня спустя скоропостижно скончался Антуан. После их смерти Матье — самый амбициозный из троих — практически оставил живопись,стал владельцем фермы отца и лейтенантом городской милиции.
Наибольшую известность братьям принесли изображения бедных крестьян,исполненные смиренного достоинства и психологической глубины, — без карикатурно-издевательского оттенка,характерного для сельских сцен в те времена. В то же время смысл картин зачастую остаётся загадкой,что приводит к многочисленным противоречивым интерпретациям.
Но и сейчас,полтора века спустя,эксперты не знают ответов на множество вопросов. Кто был их учителем? Что побудило их обратиться к сюжетам о бедняках? Кто покупал их полотна и был покровителем? И самый актуальный вопрос: кто из братьев создал ту или иную картину? Ведь чаще всего они подписывались просто«Ленен», и неизвестно,была ли у каждого своя специализация,и как часто они сотрудничали. Выставка«Тайна Ленен» пытается ответить на эти и другие вопросы.
Слева: братья Ленен,«Венера в кузнице Вулкана»(1641). Музей изящных искусств,Реймс
Интерес представляют такие работы,как«Крестьянская семья в интерьере» из Лувра или«Крестьянский интерьер со старым флейтистом» из коллекции музея Кимбелла. Скромные люди притягивают взгляд; художники мастерски передают не только детали одежды и обстановки,но,прежде всего,тонкие(подчас неуловимые) личные взаимоотношения своих персонажей.
Такая близость проявляется во всех работах трио Ленен,будь то религиозные полотна,портреты или сцены городской семейной жизни. Ретроспектива представляет и другие аспекты их творчества — от миниатюр на меди до масштабных композиций на религиозную тему,а также чувственные мифологические сюжеты. Рядом выставлены и произведения их последователей,которые долгое время принимали за картины братьев.
Фрагмент выставки«Тайна Лен ен» в музее Лувр-Ленс. Фото via artdaily.com
Выставка разделена на пять секций,ключевые из которых три: «Непонятый гений Луи», «Портретист и миниатюрист Антуан» и «Честолюбивый Матье». Таким образом кураторы пытаются идентифицировать художественную личность каждого из братьев. Интерактивные мониторы,размещённые в залах,приглашают посетителей разгадать части этой загадки. Зрители могут участвовать в расследовании,изучая исторические архивы,находить портреты,скрытые под другими произведениями и раскрывать коммерческие секреты братьев Ленен.