войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Творчество Александры Бельцовой в честь 125-летнего юбилея художницы представили в Риге

Музей Романа Суты и Александры Бельцовой в Риге трансформировал свою постоянную экспозицию, на полгода предоставив залы выставке «Слово женщине», которая посвящена творчеству исключительно Александры Бельцовой: начинается празднование 125-летия со дня рождения этой выдающейся латышской художницы. Парижская жизнь, собственное дело в Риге, утрата супруга, которого репрессировали и расстреляли… Судьба и творчество этой необыкновенной пары - тема одновременно двух выставок.
Творчество Александры Бельцовой в честь 125-летнего юбилея художницы представили в Риге
Посетители увидят модернистские шедевры автора, графику, картины, вдохновлённые поездками в Париж в 1930-х годах, роспись по фарфору, а также произведения советской эпохи.
Александра Бельцова, фрагмент картины «Женщина с картами» (1925 — 1927)
Александра Бельцова, фрагмент картины «Женщина с картами» (1925 — 1927)
Выставка «Слово женщине» стала одной из трёх экспозиций в Музее Суты — Бельцовой, посвящённых юбилею художницы. С творческим наследием её мужа можно будет ознакомиться на крупной ретроспективе «Роман Сута — 120: Универсальная формула искусства» в главном здании Национального художественного музея Латвии и рижском Музее декоративного искусства и дизайна.
«Обоюдное влияние [Романа Суты и Александры Бельцовой] было неоспоримым, это был творческий тандем, и рассказ об одном из художников не возможен без упоминания второго», — пишет директор музея, доктор искусствоведения Наталья Евсеева.
Александра Бельцова (1892 — 1981) и Роман Сута (1896 — 1944) познакомились Пензенской художественной


Александра Бельцова
(1892 — 1981) и Роман Сута (1896 — 1944) познакомились Пензенской художественной школе: она училась там с 1912 года, а он приехал тремя годами позже, когда линия фронта в Первой мировой войне подступила к Риге. О творчестве Бельцовой в период обучения в Пензе, а затем в Петрограде судить сложно: переезжая из одного города в другой, а затем — в столицу Латвии в 1919 году, она не взяла свои работы.



Слева: Александра Бельцова

Произведения начала 1920-х годов свидетельствуют о значительном влиянии на Бельцову кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Тогда она написала множество портретов и автопортретов с налётом печали и эмоционального надрыва. Скорее всего, это было следствием болезни: художница страдала туберкулёзом лёгких, и шансов выжить у неё было немного.
В конце 1922 года Александра Бельцова и Роман Сута по дороге в Париж остановились в Берлине. Одна из

В конце 1922 года Александра Бельцова и Роман Сута по дороге в Париж остановились в Берлине. Одна из работ художницы была представлена на Большой Берлинской выставке 1923 года. Чуть позже супруги вместе участвовали в парижской экспозиции «Искусство сегодня» наряду с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Паулем Клее, Максом Эрнстом и другими. Однако сама Бельцова на выставку не попала: значительную часть времени во французской столице она провела в госпитале с новорождённой дочерью.

Слева: Александра Бельцова, «Таня с кошкой» (1928). Татьяна Сута, дочь художников, танцевала в Латвийском театре оперы и балета, а также преподавала историю искусств в Латвийской академии художеств. В 2004 году она передала квартиру родителей, их работы и семейный архив Национальному художественному музею Латвии. Сейчас Музей Суты — Бельцовой является филиалом этого учреждения.

Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$160
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$349
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$120
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$249
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$120
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$349
Оригинал
В 1924 году Роман Сута и Александра Бельцова вместе с графиком Сигизмундом Видбергом основали в Риге мастерскую по росписи фарфора под названием «Балтарс» («Искусство Балтики»). Изделия этой марки завоевали две золотые и одну бронзовую медали на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже, а Севрский музей фарфора купил работы всех трёх художников.
Однако к концу десятилетия предприятие начало испытывать финансовые трудности. В 1933-м на пути с выставки в США многие хрупкие изделия пострадали из-за небрежной упаковки. Это окончательно подорвало положение дел, и мастерская закрылась.
С 1930-х годов искусство Александры Бельцовой стало более реалистичным. В 1941 году Романа Суту вместе с другими сотрудниками Рижской киностудии, где он работал главным декоратором, эвакуировали в СССР. В 1944 году он был репрессирован и расстрелян. Жена узнала о гибели мужа намного позднее. Художница прожила долгую жизнь и скончалась в Риге в возрасте 88 лет.
В своём творчестве она всегда старалась идти в ногу со временем, работала в различных стилях и напра

В своём творчестве она всегда старалась идти в ногу со временем, работала в различных стилях и направлениях. Но при этом всегда сохраняла то, что считала важным — уважение и доброту к тому, что она изображала, будь то человек, пейзаж или натюрморт.

«Объективно следует признать, что влияние Романа Суты на творчество супруги было, безусловно, более явным. […] Естественное для художника желание сохранить творческую независимость нередко осложняло жизнь обоим. И, тем не менее, созданное ими в те годы принадлежит к одной из самых ярких страниц истории искусства Латвии», — заключает Наталья Евсеева.

Слева: Александра Бельцова, «Теннисистка» (1927). Национальный художественный музей Латвии

Роман Сута и Александра Бельцова были очень разными людьми. Он был энергичным мужчиной и балагуром, а она — элегантной, застенчивой и спокойной. Дав экспозиции название «Слово женщине», кураторы подразумевали, что художница больше не будет молчать — по крайней мере, в период работы выставки, — но будет услышана, благодаря своим работам.
Рекомендуемые выставки и показы
Ретроспектива «Слово женщине» в Риге продлится до 9 сентября.
По материалам официального сайта Музея Романа Суты и Александры Бельцовой, а также эссе Натальи Евсеевой «Творчество Романа Суты и Александры Бельцовой. Краткий анализ». Главная иллюстрация: Александра Бельцова, «Автопортрет с дочерью»