Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Музей Романа Суты и Александры Бельцовой в Риге трансформировал свою постоянную экспозицию,на полгода предоставив залы выставке«Слово женщине», которая посвящена творчеству исключительно Александры Бельцовой: начинается празднование 125-летия со дня рождения этой выдающейся латышской художницы. Парижская жизнь,собственное дело в Риге,утрата супруга,которого репрессировали и расстреляли… Судьба и творчество этой необыкновенной пары - тема одновременно двух выставок.
Посетители увидят модернистские шедевры автора,графику,картины,вдохновлённые поездками в Париж в 1930-х годах,роспись по фарфору,а также произведения советской эпохи.
Александра Бельцова,фрагмент картины«Женщина с картами»(1925 — 1927)
Выставка«Слово женщине» стала одной из трёх экспозиций в Музее Суты — Бельцовой,посвящённых юбилею художницы. С творческим наследием её мужа можно будет ознакомиться на крупной ретроспективе«Роман Сута — 120: Универсальная формула искусства» в главном здании Национального художественного музея Латвии и рижском Музее декоративного искусства и дизайна.
«Обоюдное влияние [Романа Суты и Александры Бельцовой] было неоспоримым,это был творческий тандем,и рассказ об одном из художников не возможен без упоминания второго», — пишет директор музея,доктор искусствоведения Наталья Евсеева.
Александра Бельцова(1892 — 1981) и Роман Сута(1896 — 1944) познакомились Пензенской художественной школе: она училась там с 1912 года,а он приехал тремя годами позже,когда линия фронта в Первой мировой войне подступила к Риге. О творчестве Бельцовой в период обучения в Пензе,а затем в Петрограде судить сложно: переезжая из одного города в другой,а затем — в столицу Латвии в 1919 году,она не взяла свои работы.
Слева: Александра Бельцова
Произведения начала 1920-х годов свидетельствуют о значительном влиянии на Бельцову кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Тогда она написала множество портретов и автопортретов с налётом печали и эмоционального надрыва. Скорее всего,это было следствием болезни: художница страдала туберкулёзом лёгких,и шансов выжить у неё было немного.
В конце 1922 года Александра Бельцова и Роман Сута по дороге в Париж остановились в Берлине. Одна из работ художницы была представлена на Большой Берлинской выставке 1923 года. Чуть позже супруги вместе участвовали в парижской экспозиции«Искусство сегодня» наряду с Пабло Пикассо,Фернаном Леже,Паулем Клее,Максом Эрнстом и другими. Однако сама Бельцова на выставку не попала: значительную часть времени во французской столице она провела в госпитале с новорождённой дочерью.
Слева: Александра Бельцова,«Таня с кошкой»(1928). Татьяна Сута,дочь художников,танцевала в Латвийском театре оперы и балета,а также преподавала историю искусств в Латвийской академии художеств. В 2004 году она передала квартиру родителей,их работы и семейный архив Национальному художественному музею Латвии. Сейчас Музей Суты — Бельцовой является филиалом этого учреждения.
В 1924 году Роман Сута и Александра Бельцова вместе с графиком Сигизмундом Видбергом основали в Риге мастерскую по росписи фарфора под названием«Балтарс»(«Искусство Балтики»). Изделия этой марки завоевали две золотые и одну бронзовую медали на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже,а Севрский музей фарфора купил работы всех трёх художников.
Однако к концу десятилетия предприятие начало испытывать финансовые трудности. В 1933-м на пути с выставки в США многие хрупкие изделия пострадали из-за небрежной упаковки. Это окончательно подорвало положение дел,и мастерская закрылась.
С 1930-х годов искусство Александры Бельцовой стало более реалистичным. В 1941 году Романа Суту вместе с другими сотрудниками Рижской киностудии,где он работал главным декоратором,эвакуировали в СССР. В 1944 году он был репрессирован и расстрелян. Жена узнала о гибели мужа намного позднее. Художница прожила долгую жизнь и скончалась в Риге в возрасте 88 лет.
В своём творчестве она всегда старалась идти в ногу со временем,работала в различных стилях и направлениях. Но при этом всегда сохраняла то,что считала важным — уважение и доброту к тому,что она изображала,будь то человек,пейзаж или натюрморт.
«Объективно следует признать,что влияние Романа Суты на творчество супруги было,безусловно,более явным. […] Естественное для художника желание сохранить творческую независимость нередко осложняло жизнь обоим. И,тем не менее,созданное ими в те годы принадлежит к одной из самых ярких страниц истории искусства Латвии», — заключает Наталья Евсеева.
Слева: Александра Бельцова,«Теннисистка»(1927). Национальный художественный музей Латвии
Роман Сута и Александра Бельцова были очень разными людьми. Он был энергичным мужчиной и балагуром,а она — элегантной,застенчивой и спокойной. Дав экспозиции название«Слово женщине», кураторы подразумевали,что художница больше не будет молчать — по крайней мере,в период работы выставки, — но будет услышана,благодаря своим работам.
Ретроспектива«Слово женщине» в Риге продлится до 9 сентября.
По материалам официального сайта Музея Романа Суты и Александры Бельцовой,а также эссе Натальи Евсеевой«Творчество Романа Суты и Александры Бельцовой. Краткий анализ». Главная иллюстрация: Александра Бельцова,«Автопортрет с дочерью»