Обнаруженное полное собрание гравюр «Тавромахия» Франсиско де Гойи — из тех находок, что случаются «раз в поколение». Также в центре внимания - картина Джорджа Стаббса, которую год назад по ошибке едва не продали за копейки. А в Вене нашли шесть десятков полотен, включая работу Кокошки, похищенных в 2014 году во время ограбления «в голливудском стиле».
«Тавромахия» Гойи
От королевского двора в Мадриде в 1815-м — до французского замка в 1831-м, а затем сразу на аукцион в 2017 году. Такой путь проделало полное собрание офортов Франсиско Гойи «Тавромахия» (La Tauromaquia), которое недавно обнаружили новые владельцы Шато-де-Монтиньи на севере Франции.
Нетронутая коллекция из 33 отпечатков со сценами корриды была найдена в старой библиотеке, где ревизия не проводилась, по-видимому, более полутора веков. Альбом с гравюрами «притаился» в глубине одной из книжных полок. Очевидно, их купил сразу после публикации французский аристократ Анн-Адриен-Пьер, герцог де Монморенси-Лаваль, который был послом в Мадриде с 1814 по 1823 год. Даже тогда полный комплект был редкостью, поскольку гравюры продавались по отдельности. Многие экземпляры первого издания, которые были отпечатаны со сделанных Гойей медных пластин, сейчас находятся в библиотеках и музеях.
Четыре года назад на аукционе Christie’s в Нью-Йорке полный набор «Тавромахии» ушёл с молотка за 1,9 миллиона долларов, что стало рекордом для гравюр Гойи. Теперь специалисты Sotheby’s, где альбом будет продан 4 апреля, осторожно оценили его максимум в 500 тыс. фунтов стерлингов (625 тыс. долларов). Однако все уверены, что коллекция стоит значительно дороже.
Нынешние владельцы замка Монтиньи продают свою драгоценную находку, поскольку здание, как и многие старинные шато во Франции, нуждается в дорогостоящей реставрации
Кони Стаббса
То, что крупные аукционные дома могут ошибаться, доказывает картина британского анималиста Джорджа Стаббса (1724 — 1806), которая в этом году стала «звездой» ярмарки антикваров BADA в Лондоне.Полотно под названием «Две верховые лошади с жокеем в синей ливрее на фоне пейзажа» было выставлено на торги Christie’s в Нью-Йорке в прошлом году. Тогда аукционисты и продавец, Библиотека Хантингтона из Калифорнии, ошибочно внесли её в каталог как «копию Стаббса» и оценили в 3−5 тыс. долларов. Однако знатоки заподозрили, что картина на самом деле стоит больше, и в итоге молоток упал на отметке в 175 тысяч (с учётом комиссии цена составила 215 тыс. долларов). Покупателем стал британский арт-дилер Арчи Паркер.
Две верховые лошади с жокеем в синей ливрее на фоне пейзажа
1789, 54.6×73.7 см
Искусствовед Бендор Гросвенор, соавтор программы «Фейк или Фортуна» на Би-би-си, назвал ошибку аукционистов «одним из крупнейших промахов современности».
Путаница возникла из-за того, что существуют две версии этой сцены (вторая входит в частную коллекцию). Они были объединены в одну в полном собрании произведений Джорджа Стаббса, опубликованном в 2007 году. Это привело к предположению, что картина из Хантингтона была копией. Однако бизнес-партнёру Паркера удалось доказать, что она была написана на год раньше своего «близнеца».
Джордж Стаббс считается одним из величайших, если не самым великим, художником, изображавшим лошадей. Его шедевр «Уистлиджейкет» (1762) — одна из самых популярных картин в лондонской Национальной галерее
Теперь The Parker Gallery выставила шедевр Стаббса на ярмарке BADA за 750 тыс. фунтов стерлингов. Арчи Паркер говорит, что цена могла бы быть и выше, если б никто не знал, сколько он заплатил за картину.
Ограбление по-голливудски
Австрийская полиция нашла 67 работ стоимостью 2,5 млн евро, украденных в 2014 году из частной коллекции в Вене. Тогда ограбление прошло буквально «по-голливудски»: пока владелица особняка была в отъезде, злоумышленники отключили сигнализацию, проникли внутрь и вывезли картины на грузовике. 73-летняя женщина обнаружила кражу, когда вернулась домой и увидела голые стены.
Цыганская девушка
1901
Добычей преступников стало 71 произведение, в том числе — Карла Молля, Коломана Мозера и Оскара Кокошки. Четыре работы на сумму примерно в 50 тыс. евро до сих пор не найдены.
Полиция предполагает, что кражу совершили профессионалы из некоей восточноевропейской группировки. Впрочем, личности преступников до сих пор не раскрыты, и по этому делу ещё никто не задержан. До окончания расследования картины останутся в полицейском хранилище.
По материалам The Guardian, blouinartinfo.com, news.artnet.com и ряда других источников