Мэри Кассат и Эдгара Дега связывала нежная дружба, совместные творческие интересы и поиски. Американку, кажется, навеки «записали» в ученицы и последователи великого импрессиониста. Однако влияние было взаимным — это и берутся показать в Национальной Галерее искусств с 11 мая. Разумеется, на отдельной выставке с помощью результатов новейших исследований и 70 работ двух мастеров.
Ложа
1880, 79.8×63.8 см
Поводом для выставки Degas/Cassatt стали результаты исследований в ИК-лучах (в наши дни в наследии таких мастеров любой обнаруженный штрих — уже открытие!) картины Мэри Кассат «Девочка в синем кресле» (1878). В углу комнаты, как оказалось, «прошлась» кисть Эдгара Дега, — недаром там все отличается от строгой геометрии! Впрочем, Кассат никогда и не была строгой формалисткой. Восхищаясь работами старых мастеров и копируя их картины в Лувре, она стремилась к собственному творческому стилю. Импрессионизм? То, что надо для «искренности» в творчестве!
Мэри Кассат (Mary Cassatt, 1844 — 1926) — пожалуй, сама известная американская художница-импрессионистка. Большую часть жизни она провела в Париже (там она изучала живопись вместе с Камилем Писарро)., и Дега, лишь попав в ее мастерскую на Монмартре в 1877 г., сразу проникся творческим видением художницы (или же впервые ее картину он увидел на выставке?). Как бы то ни было, уже в 1879 г. Эдгар Дега пригласил Кассат участвовать в «независимых» Салонах импрессионистов. «Их дружба была основана на взаимном творческом уважении и обожании» — говорится в анонсе. «Высокие, высокие отношения!» — процитируем мы известное изречение из фильма «Покровские ворота», ведь больше нам ничего не остается: 40-летняя переписка художников утрачена…
Однако вернемся к творческому наследию. Выставка фокусируется на периоде конца 1870-х — середины 1880-х, когда Дега и Кассат были наиболее близки, экспериментируя и изобретая в методах и стиле. Собственно, порой «озарения» были одновременными, или же «первооткрыватель» (а им могла быть и Кассат, а не только Дега!) делились своими находками с собратом по цеху.
В экспозиции работы двух мастеров размещены таким образом, чтобы зрители увидели нечто общее в технике, несмотря на различие сюжетов: почти «металлик» — на картине Дега «Портрет
после костюмированного бала» и на работах Кассат «Стоящая женщина с поклонником» и «Лидия, сидящая с вязанием на крыльце». Куратор Ким Джонс говорит и об «общей чувственности» работ двух творцов.
Всего на выставке в Вашингтоне представлено более 70 работ «восхитительного артистического диалога» в живописи и графике: более «семейные» работы Кассат, из-за которых ее порой считали «несерьезной», противопоставляя Берте Моризо, и портреты художницы кисти Дега. Несомненно, глубокая натура!