Камилла Клодель (1864 — 1943) была старшей из троих детей регистратора ипотек Луи-Проспера Клоделя и его супруги Луизы-Атанис. Атмосфера в семье была непростой: строгий, но любящий отец, который уделял внимание воспитанию отпрысков, плохо уживался с матерью, постоянно занятой повседневными делами.
«У неё не было времени подумать о себе и не очень много — о других… Она никогда не целовала нас», — вспоминал младший сын Поль Клодель, ставший впоследствии писателем и дипломатом. В 1881 году мать с детьми поселилась в парижском районе Монпарнас, а Луи-Проспер продолжал поддерживать их финансово.
Слева: Камилла Клодель, «Умоляющая» (1905)
В 1886 году Камилла Клодель отправилась в Англию. А вернувшись, добилась от Родена подписания «контракта» о том, что он не примет в обучение никаких других женщин, будет продвигать её в художественных кругах и женится на ней после поездки в Италию или Чили. Это соглашение не имело продолжения.
Слева: Камилла Клодель, «Вальс» (1889 — 1905). Фото: Музей Камиллы Клодель
В 1914 году Огюст Роден, который вёл переговоры о создании собственного музея, согласился отвести один зал под скульптуры Камиллы Клодель. Однако этому категорически воспротивился её брат Поль. Впрочем, 35 лет спустя, вопреки всем ожиданиям, он попросил Музей Родена провести ретроспективу сестры, а затем пожертвовал её работы: гипсовую и бронзовую версию «Зрелого возраста», мраморное «Прощание» и статую Клото в гипсе.
Слева: Камилла Клодель, «Поль Клодель в возрасте 37 лет»