«Каждый новый период в долгой творческой биографии художницы никогда не равен предыдущему. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна…» — читайте продолжение биографии художницы.
Работа «Хлеб» хранится в Третьяковской галерее, а на выставке в Киеве представлены этюды, эскизы и зарисовки, связанные с разработкой сюжета.
«Работая над картиной „Хлеб“, я больше всего старалась передать упоение жизнью, передать правду жизни… Соединение теплого зерна, синих юбок, белых платков и рубашек создавало живописную игру и, кроме того, как раз незадолго до „Хлеба“ я писала картину „Перед стартом“, одновременно писала „В парке“ и еще не до конца забыла живописные открытия импрессионистов, которых я отвергала».
Т. Яблонская «Девушка, закатывающая рукава. Этюд к картине «Хлеб», 1949 год
«Я начала ездить с этюдником по всем льняным полям поблизости от Седнева и писать, писать эту красоту. Я не буду описывать всей мучительной и, одновременно, пьянящей работы над этой картиной. Ее я считаю также неоконченной. Я бы и сегодня стала ее дописывать, и докомпоновывать. Но все-таки кое-чего я добилась — единого живописного состояния всего полотна. Это для меня было тогда новым и очень, будто, ценным. Полное слияние человека и природы в единой живописной поверхности. Мне тогда пришла мысль, что духовность живописи именно в ее вибрирующей, живой, разнообразно-единой поверхности».
Т. Яблонская «Этюд к картине «Лён», 1976, холст, масло, НХМУ
На новой марке, выпущенной в честь 100-летия со дня рождения Татьяны Яблонской, изображена картина «Лён», за которую художница получила третью Государственную премию. Работа хранится в Третьяковской галерее.
Когда я уже заканчивала писать, от спортивного лагеря, который был неподалеку, подошел юноша и, заинтересованный — что же это мы такое интересное увидели в этом убогом озерце, подошел к краю и начал внимательно его разглядывать. И так остро, неожиданно, свежо выглядела современная фигура с рюкзаком за спиной на фоне этого таинственного оврага, что я не выдержала и попросила его позировать. Он с удовольствием согласился. И, когда я закончила, посмотрел на этюд и сказал: «А может, и шедевр выйдет?».
«Однажды в какой-то деревне на Житомирщине я увидела старую, вросшую в землю хату, „времен Шевченко“ — говорят всегда про такие хаты. Возле хаты сидела такая же старая и одинокая ее хозяйка. Она радостно согласилась показать ее внутри. Я ожидала, что и тут будет мрачно и была потрясена, когда увидела совершенно противоположное — чисто выбеленные стены были украшены рушниками, яркими цветами из окрашенной стружки, яркими бумажными веерами. И всё это — с тонким декоративным вкусом.
Хата сияла молодостью, была наполнена радостью. А в ней — одинокая, почернелая старушка. Нет, это не противоречие. Красота этой хаты поднимала этой бабушке тонус, давала возможность жить. Иначе — смерть. Тоска и смерть».
Т. Яблонская «Деревенский мотив», 1965 год, бумага, пастель, собрание семьи художницы
«…Мысли, которые появились у меня в связи с этим случаем, закрепили мою веру в то, что народное искусство — основа для творчества».
Т. Яблонская «Дивчинонька-голубонька», 1964 год, бумага, пастель, собрание семьи художницы
«…Наверное, в этом увлечении было что-то и хорошее. Ведь увлечение было искренним. Наверное, лучшие работы этого периода чего-то стоят. Но, вообще, как мне теперь кажется, то направление было неверным. Это был виток в сторону, в поисках выхода из глухого угла, в который меня привели 50-е годы. Я забыла про возможности живописи и стала на путь внешней декоративности. Этот путь проще, больше на поверхности».
Т. Яблонская «Молодая мать», 1964 год, бумага, пастель, Национальный художественный музей Украины
«В 1999 году случилось перерождение художницы Яблонской. Ей было 83 года — классический возраст для обретения нового зрения и новой правды жизни. Причина была совсем нерадостной: после инсульта Татьяна Ниловна оказалась в инвалидной коляске, правая рука парализована, масляная живопись ввиду требуемой точности и физической силы совершенно недоступна. Тогда она выучилась рисовать левой и взялась за пастель». Продолжение о серии пастелей художницы читайте в описании работ.
Т. Яблонская «Автопортрет», 1995 год, собрание семьи художницы