Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Одна из самых ожидаемых выставок 2017 года начинает мировое турне с Парижа. В Лувре открывается экспозиция«Вермеер и мастера жанровой живописи», которая собрала 12 картин мастера из Дельфта — треть всего известного наследия художника. Последний раз столь масштабная ретроспектива Яна Вермеера проходила полвека назад.
Летом полотна,одолженные у знаменитых американских,английских,немецких и голландских музеев,будут выставлены в Национальной галерее Ирландии,а затем отправятся за океан — в Вашингтон.
Французский журналист и арт-критик Теофиль Торе-Бюргер,заново открыв Яна Вермеера миру в XIX веке,придумал ему прозвище«Сфинкс из Дельфта». Оно должно было подчеркнуть загадочный образ художника,остальное сделал миф об одиноком гении. Но выставка«Вермеер и мастера жанровой живописи» опровергает легенду о затворнике,жившем в собственном недоступном и безмолвном мире.
Ян Вермеер(1632 — 1675) был одним художником из многих и не достиг бы столь высокого уровня мастерства в отрыве от искусства своего времени. На самом деле его художественный характер обрисовывался всё более чётко по мере знакомства с творчеством коллег.
Слева: Ян Вермеер,«Аллегория католической веры»(1670-е). Метрополитен-музей,Нью-Йорк
Вермеер сделал больше,чем запустил новое движение — он стал квинтэссенцией преобразований.
Ян Вермеер, «Женщина с весами» (ок. 1664). Национальная галерея искусств в Вашингтоне
Питер де Хох, «Дама с весами» (ок. 1664). Государственный музей Берлина
Полотна дельфтского живописца на выставке«Вермеер и мастера жанровой живописи» дополнены работами других художников Золотого века. Среди них Геррит Доу, Герард Терборх, Ян Стен, Питер де Хох, Габриэль Метсю и другие. Так подборка показывает место,которое принадлежит Вермееру в плеяде мастеров,специализировавшихся на изображении повседневной жизни.
В третьей четверти XVII века мировое экономическое влияние Голландской республики достигло апогея. Гордясь своим социальным положением,местная элита требовала тех произведений искусства,которые отражали бы её престиж. Это привело к появлению«новой волны» жанровой живописи в начале 1650-х годов: художники переключили своё внимание на идеализированные изображения семейной жизни изысканного общества.
Слева: Ян Вермеер,«Кружевница»(1669 — 1670). Лувр,Париж
Несмотря на то,что все упомянутые художники жили и работали в разных городах Республики соединённых провинций Нидерландов,их техника и стиль,темы и композиции демонстрируют значительное сходство. Исключительное качество их произведений частично может быть связано с активным профессиональным соперничеством,которое возникло между ними.
Ян Вермеер, «Дама, пишущая письмо» (1665 - 1667). Национальная галерея искусств в Вашингтоне
Ян Вермеер, «Сидящая за вирджиналем» (1671 - 1674). Национальная галерея в Лондоне
Попытки голландских живописцев Золотого века превзойти друг друга в правдоподобии,технике и эстетической привлекательности будут отражены в названии,которое выставка получит при переезде в Ирландию,а затем в США. Там она будет называться«Вермеер и мастера жанровой живописи: вдохновение и соперничество».
Ян Вермеер, «Астроном» (1668). Лувр, Париж
Геррит Доу, «Астроном при свече» (1665). Музей Гетти, Лос-Анджелес
Темы,композиции и фигуры на картинах Вермеера во многом заимствованы с работ художников из других голландских городов. Например,изображение молодой женщины,читающей письмо в минуту спокойного раздумья,проистекают из работы Терборха,жившего в Девентере. Тот оказал глубокое влияние на коллег-современников своим изобразительным новаторством и психологическими идеями.
Герард Терборх, фрагмент картины «Письмо» (ок. 1660). Британская королевская коллекция
Ян Вермеер, фрагмент картины «Дама в голубом, читающая письмо» (ок. 1663). Рейксмузеум, Амстердам
Вермеер свободно заимствовал у художников из Дордрехта,Лейдена и Амстердама,а те в свою очередь перенимали у него стилистические и тематические элементы. При этом посетители выставки«Вермеер и мастера жанровой живописи» во всех трёх городах смогут сравнить группы картин и увидеть,как художники маскировали эти заимствования.
Цель экспозиции — не представлять Вермеера как загадочного художника,работавшего в изоляции,а подчеркнуть его отношения с современниками.
Кроме того,во время пребывания экспозиции в Ирландии состоится премьера документального фильма под названием«Вермеер — человек,его время,его мир» режиссёра Жан-Пьера Котте. Лента совместно произведена Францией,Ирландией и США.
По материалам официальных сайтов Лувра,Национальной галереи Ирландии и Национальной галереи в Вашинтоне