Выставка Петра Ганского в честь150-летия со дня рождения мастера проходит в Одессе
В
Одесском художественном музее проходит
выставка произведений Петра Павловича Ганского (1867−1942), одесского живописца
, члена Товарищества южнорусских художников
, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. Его судьба удивительна: учился Ганский в Париже у
Жерома, в Одессе из плена его выкупали Бунины
, а позже во Франции он постригся в монахи. История обретения работ мастера музеем также невероятна…
Значительная коллекция произведений Петра Ганского в собрании музея позволила отметить юбилейную дату первой в Украине персональной выставкой, в которой представлены пятьдесят работ, написанных маслом, акварелью, пастелью.
П. Ганский. "Радуга над озером"
П. Ганский. "Портре Киры Быстрицкой"
Петра Ганского порой называют «одесским импрессионистом» — может, потому, что его работы написаны с натуры, а судьба художника связана с Францией…
Творчество Петра Ганского
, к сожалению
, сегодня известно лишь узкому кругу почитателей живописи. В музеях Украины есть считанные работы художника. Хотя о художественном таланте Ганского в свое время писали в газетах
, все же он не был ярким публичным персонажем. И
, вместе с тем
, его имя часто упоминалось в одном ряду с прославленными одесскими мастерами —
Кириаком Костанди, Петром Нилусом
, Титом Дворниковым
, Герасимом Головковым. Работы Ганского охотно приобретали на выставках поклонники его творчества и коллекционеры. Немало работ хранятся в частных собраниях Одессы и Киева.
Еще четверть века назад искусствоведы не знали даже точных дат рождения и кончины художника. Однако ситуация изменилась в 1994 году, когда Одесский художественный музей посетили племянницы Петра Ганского — Елена Борисовна Позднякова и Татьяна Борисовна Золотова. Вот что рассказала в интервью «Артхиву» об этом визите главный хранитель ОХМ, Людмила Анатольевна Еремина, которая работает в музее вот уже 40 лет:
— Иногда случаются настоящие чудеса. В 1994 году в музей пришли две пожилые дамы, как оказалось — приехали из Таллина. Попросили показать работы Петра Ганского, а потом они признались, что это их дядя! Я очень обрадовалась, мы ведь даже дату рождения и смерти его не знали! Дамы садятся, открывают сумочку, а там его фото, документы… Оказывается, Петр Ганский жил между Парижем и Одессой. Привозил в Одессу, так сказать, свежий воздух из Европы. В 1917 году в очередной раз приехал в Одессу для участия в выставке и здесь его приговорили к расстрелу, два года художник провел в тюрьме. В 1919 г., когда в Одессу вошел Деникин, Ганский смог эмигрировать во Францию, где жила его сестра, принял католический сан и ушел в монастырь.
— Я стала переписываться с его племянницами, но они пожилые люди и отвечали чуть ли не на одно письмо в год. 10 лет мы понемногу общались в письмах, пока я собрала материал, и в итоге (в 2003 г. — прим. ред.) издала книжку о Ганском. Конечно, тут же отправила ее в Таллин.
… В тот памятный первый визит в музей племянницы художника подарили 39 работ Ганского — небольшие акварельные этюды парижского периода. 39 работ в копилку музея! А когда я издала книгу, они пошли в наше украинское посольство в Таллине и оформили передачу музею еще 40-ка работ художника. Это были этюды, написанные акварелью и маслом в разные годы, а также две большие картины: «Венеция» и «Портрет Софьи Павловны Быстрицкой, урожденной Ганской — сестры художника».
— Подаренные картины были в плохом состоянии, — продолжает Людмила Анатольевна, — так что музей работы реставрировал
, и две из них экспонируются в залах музея. В 2004 г. мы организовали выставку
«Парижский период Ганского и Нилуса». Так была восстановлена справедливость по отношению к забытым именах талантливых одесситов.
Любители исторических исследований в области искусства могут познакомиться с разделом «Публикации сотрудников ОХМ» на странице музея — здесь представлены статьи и очерки о судьбах и творчестве известных и не очень известных художников.Полное интервью
«Артхива» с главным хранителем ОХМ Людмилой Анатольевной Ереминой и ее рассказ о знаменитых картинах из собрания музея
читайте в нашем материале.
Среди предков Петра Ганского — секретарь кардинала де Ришелье, Стефан Ганский. Еще один предок, также Стефан, в 1725 году сопровождал во Францию будущую королеву, Марию Лещинскую — невесту короля Франции Людовика XV. Его сын Николай Ганский по окончании военной службы поселился в Херсонской губернии, основав переселением крестьян из Польши деревню Николаевка, а позже получив во владение еще и деревню Петровка. В Николаевке же родился и Петр Ганский. В 1870 г. семья Ганских переехала в Одессу, где Петр закончил реальное училище. Начальное художественное образование он получил в Елисаветграде, затем был вольным слушателем Петербургской Академии художеств (1885−1889).
Петр Ганский. «Родовая усадьба в селе Николаевка»
После, уже в Париже, Петр Ганский учился в Национальной высшей школе изящных искусств, в мастерской Жан-Леона Жерома, известного академиста.
В 1894 году Петр Ганский становится членом Товарищества южнорусских художников. Он пишет пейзажи, портреты, жанровые композиции. Жена Ивана Бунина, Вера Николаевна, в своих воспоминаниях называет его «первым русским импрессионистом». Несмотря на то, что Петр Ганский много времени проводил за границей, его работы обязательно выставлялись в экспозициях в Одессе и Николаеве, Харькове и Ростове-на-Дону.
Газета «Одесский листок» пишет летом 1903 года: «…Ганский Петр Павлович — среднего роста, блондин, худощавый, нервный. Он очень талантлив. Ганский — не разбрасывается. Специальность его — парижская женщина во всех случаях ее пестрой жизни. Строгость рисунка он вынес из мастерской Жерома (он был его учеником некоторое время). Зимой и осенью живет в Париже, лето проводит в имении отца под Одессой, принимает участие в выставках ТЮРХ… «.
В 1917 году, во время Октябрьской революции, Петр Ганский оказался в Одессе. Постоянная смена «властей» привела к тому. что художник оказался в тюрьме, а его имение было разграблено. Впрочем, уже летом 1918 года он был на свободе — об этом свидетельствует дневник Веры Буниной — супруги поэта, писателя Ивана Бунина. Она пишет: «…Но чаще всего удается освобождать из ЧК за деньги. Освобождение художника Ганского стоило семьдесят тысяч рублей. Торговались долго…» Предположительно, выкупили Ганского из тюрьмы именно Бунины.
Софья Павловна родилась в Одессе 11 сентября 1873 года, в 91-м окончила Одесскую Мариинскую Общественную Женскую Гимназию. Вышла замуж за профессионального военного-воздухоплавателя Владимира Павловича Быстрицкого, у них родилась дочь Кира. Имя штабс-капитана Быстрицкого впоследствии было увековечено в названии одного из первых российских истребителей «МБ» (Моска-Быстрицкий) — официально Владимир Павлович числился одним из его разработчиков, хотя его роль определялась обеспечением заказов от военного ведомства. События 17-го застали семью Быстрицких в Париже, где Владимир Павлович служил русским авиационным агентом. На родину они не вернулись.
С 1920 года, когда Пётр Ганский оказался в эмиграции, и до конца жизни художника Софья и её семья были самыми близкими ему людьми. Кире Владимировне суждено будет хранить в течение почти 50-ти лет архив своего дяди, который в начале 90-х перейдёт к проживавшим в Эстонии дочерям другой сестры Петра Ганского, Евгении. Вместе с архивом попал из Парижа в Таллинн, а позже — из Таллинна в Одесский художественный музей.
Через год после освобождения из тюрьмы Петру Ганскому помогают выехать за границу, во Францию, где жила его сестра София с семьей. Его парижская мастерская разместилась на улице Виктора Гюго, 67. Ганский много работает, участвует в выставках. В 1925−27гг он живет в Лионе, где учится на теологическом факультете.
Неизвестно, почему Петр Ганский решает стать католическим священником; тем не менее, в августе 1928 года его посвящают в сан священника Ордена иезуитов византийского обряда
Он не бросает творчество: К 70-летию Петра Ганского (1937) парижская газета «Русская мысль» пишет: «…Одновременно с полувековым юбилеем творчества П. П. Ганскому исполняется 70 лет и ряд католических и художественных организаций предлагают отметить этот день скромным чествованием юбиляра, до сего времени не бросающего кисти…"
Ганский был дружен с Николаем Рерихом, переписывался с ним, он сыграл определенную роль в распространении «Пакта Рериха» об охраны культурных памятников.
Последний год Петр Ганский провел в доме для престарелых священников в Дора (Dorat, Haute Vienne), где за ним ухаживали францисканцы храма Пресвятой Богородицы. Художник кончался 27 ноября 1942 года и был похоронен на монастырском кладбище. Наследие Петра Ганского — манускрипты, философские размышления, фантастический роман «Красная звезда» на французском языке, — хранится в архивах католической церкви.
Выставка «Художник П.П.Ганский в коллекции ОХМ» работает до 1 апреля 2017 года
Титульная иллюстрация — Петр Ганский. «Портрет Софьи Павловны Быстрицкой, урождённой Ганской"
Фоторепортаж автора «Артхива"