С 16 февраля в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика Грабаря работает выставка серии «Сохраняя культурное наследие». Реставраторы представят публике восстановленные рисунки и картины Николая Фешина, одного из самых виртуозных и наиболее востребованных на арт-рынке русских мастеров XX столетия.
19 произведений — три живописных и 16 графических, — собраны из пяти региональных российских музеев и Галеев Галереи и прошли тщательную реставрацию в Центре им. Грабаря на протяжении в 2015 — 2017 гг. В экспозицию вошли портреты, жанровые эскизы и наброски к большим живописным полотнам, этюды натурщиков, созданные с середины 1900-х до начала 1920-х годов — это наиболее плодотворный период в жизни Николая Фешина до его эмиграции в Америку.
Имя художника Николая Ивановича Фешина было широко известно в начале прошлого века, а позже оказалось забытым, — вплоть до недавнего времени. Этот выходец из Казани претендовал на звание «нового Малявина» и был одним из самых любимых художников российской богемы. Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом. Биографию Николая Фешина и большую подборку его произведений вы найдете в Артхиве.
Николай Фешин. «Обнаженная». 1920
Посетители смогут узнать о ходе реставрационных работ из мультимедийного сопровождения к выставке: этот акцент на работе реставраторов, безусловно, важен для специалистов, но также интересен для зрителей, поскольку позволяет открыть новые грани в творчестве не только Фешина, но и других художников его времени. К слову, реставраторам Центра Грабаря ведущие музеи России, даже несмотря на наличие собственных профильных отделов, доверяют восстановление наиболее сложных экспонатов своих коллекций.
Николай Фешин. «Дама в черном». 1910-е
Также посетители узнают, как химики, физики, биологи Центра вместе с реставраторами занимаются исследованиями по составу разных бумаг, проклеек, разрабатывают рецептуру химических реактивов, ведут поиски оптимальных способов химической обработки графических листов. Реставрация графики — не менее сложное дело, чем восстановление живописных работ: необходимо использовать соответствующие растворители для удаления различных пятен, закреплять нестойкие краски и чернильные надписи. К выставке подготовлена образовательная программа — цикл лекций о реставрации графики и экскурсии в реставрационные мастерские Центра.
Выставка «Николай Фешин: Живопись и графика русского периода после реставрации в Центре имени Грабаря» работает с 16 февраля по 30 марта 2017 года
ВХНРЦ — старейшее реставрационное учреждение России — в будущем году отметит свой столетний юбилей. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы был Игорь Эммануиилович Грабаарь (1871—1960) — известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник. Сегодня ВХНРЦ — сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив и фототеку.
На сайте ВХНРЦ представлено несколько любопытных виртуальных выставок. В частности, отметим экспозицию вееров, которые в Центре исследуют и возвращают к жизни на протяжении полувека. Миниатюрные кукольные веера brisé и почти полуметровые веера pliant с опахалом из перьев, богато украшенные ажурной резьбой и росписью веера plié и строгие cocarde из панциря черепахи… Большинство представленных предметов- более 30, — из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино», в котором хранится третья по величине в России коллекция вееров.
Еще одна виртуальная экспозиция, вызывающая неподдельный интерес — выставка серии «Сохраняя культурное наследие», на которой представлены рисунки и акварели художника Алексея Боголюбова (1824−1896). 35 редких работ художника — повод заглянуть на страницу Центра Грабаря: инновационный формат, дающий возможность сравнительной визуализации экспонатов до и после реставрации, позволяет познакомиться с особенностями реставрационного процесса представленных произведений и рассмотреть мельчайшие детали.
Титульная иллюстрация: Николай Фешин. «Дама в черном» (фрагмент). 1910-е. По материалам сайта ВХНРЦ им. Грабаря