войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Неожиданное увлечение Эдгара Дега раскрывают на специальной выставке

Всему миру Эдгар Дега известен в первую очередь своей страстью к танцовщицам и прачкам. Однако его увлекал и ещё один аспект парижской жизни — шляпы от-кутюр и мастерицы, которые их создавали. Сент-Луисский художественный музей в американском штате Миссури проливает свет на эту грань творчества французского художника на выставке «Дега, импрессионизм и дамские шляпы в Париже».
Неожиданное увлечение Эдгара Дега раскрывают на специальной выставке
Экспозицию составляют 40 шляп того периода, а также 60 картин и пастелей Пьера Огюста Ренуара, Эдуара Мане, Мэри Кассат, Анри де Тулуз-Лотрека и, конечно же, самого Дега. Некоторые из них до сих пор не выставлялись в Соединённых Штатах.
Эдгар Дега (1834 — 1917), который и себе выбирал дорогую одежду и изысканные шляпы, «не стеснялся пр


Эдгар Дега
(1834 — 1917), который и себе выбирал дорогую одежду и изысканные шляпы, «не стеснялся приходить в экстаз перед магазинами модисток», — писал друг художника Поль Гоген. Тем не менее, несмотря на то, что тема головных уборов была важным моментом в творческом наследии Дега, её месту в импрессионистской иконографии до сих пор уделялось крайне мало внимания.

«Смещённые композиции, обрезанные краем полотна фигуры, неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, как будто невзначай схваченные, репортажные моменты. Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение…», — об особенностях творчества художника читайте тут.


Слева: Эдгар Дега, «Автопортрет в мягкой шляпе» (1858)

Выставка «Дега, импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
и дамские шляпы в Париже» — это первое в своём роде исследование работ импрессионистов, отразивших весь размах «шляпного дела» в главном городе Франции с примерно 1875-го до 1914 годов. В то время в модной столице мира работало около тысячи модисток. Один из писателей назвал их «аристократками среди тружениц Парижа».
Эдгар Дега. Модистки
Модистки
1898, 75.2×81.9 см
Отправной точкой экспозиции стала картина Эдгара Дега «Модистки», которую Сент-Луисский музей приобрёл десять лет назад (см. иллюстрацию выше). На ней изображены две женщины в белых фартуках, украшающие соломенную шляпу. Та, что справа, держит перья и цветы, а вторая крепит их к головному убору.

В более ранних работах для Дега позировала американская художница Мэри Кассат, но на этом полотне его натурщицы расплывчаты и обобщены.
Однако «лицом» выставки стала другая картина Дега — «Дамский магазин» из коллекции Чикагского института искусств. Это полотно, пожалуй, самое амбициозное заявление художника на «шляпную» тему. На первый взгляд, молодая женщина — это мастерица, которая осматривает дело своих рук. На это указывают, например, поджатые губы, в которых она, видимо, держит булавку. Но, с другой стороны, это может быть и клиентка, выбирающая себе головной убор, поскольку на ней дорогое платье с меховой оторочкой и лайковые перчатки.
Рентгеновское исследование показало, что первоначально Дега изобразил покупательницу, однако позже убрал некоторые детали, по которым это можно было определить.
Остальные картины и рисунки на выставку «Дега, импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
и дамские шляпы в Париже» прислали частные коллекционеры и крупнейшие музеи США, а также Институт искусств Курто (Лондон), Новая глиптотека Карлсберга (Копенгаген), Музей Орсе (Париж), Художественная галерея Онтарио, другие учреждения Европы и Америки.
  • Мэри Кассат, «Молодая женщина в чёрном. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    мадам Дж.» (1873)
  • Берта Моризо, «Девочка на траве. Мадемуазель Изабель Ламбер» (1885)
«Эта выставка подчёркивает многие аспекты нашей обширной коллекции, которая включает не только прекрасные картины и рисунки французских импрессионистов, но и изысканные шляпы того же периода, — сказал Макс Холляйн, директор Музея изобразительных искусств Сан-Франциско, который выступил соорганизатором экспозиции. — На вернисаже представлен весьма важный взгляд на работы Дега не только в художественном, но и социально-историческом контексте. Для многих это станет откровением!».
Пьер Огюст Ренуар, «Модистка» (1877); Метрополитен-музей. Как и Дега, Ренуар изображал модисток в ко
Пьер Огюст Ренуар, «Модистка» (1877); Метрополитен-музей. Как и Дега, Ренуар изображал модисток в конце 1870-х и 1880-х годах. Но если первый находил юмор в самом процессе покупки шляпок, второй уделял больше внимания очарованию молодых мастериц
На выставке представлены не только картины и рисунки, но и головные уборы того времени. Они демонстр

На выставке представлены не только картины и рисунки, но и головные уборы того времени. Они демонстрируют то, как величайшие модистки эпохи — такие как Каролин Рэбу, мадам Жоржетта и Жанна Ланвен — подходили к дизайну и в совершенстве владели материалами.


Слева: женская шляпка от мадам Жоржетты (ок. 1910); чёрные кружева и искусственные цветы на проволочном каркасе. Коллекция Музей искусств Филадельфии

Выставка «Дега, импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
и дамские шляпы в Париже» в Сент-Луисском художественном музее продлится до 7 мая. А уже 24 июня она откроется для посетителей во Дворце Почётного легиона в Сан-Франциско.
Еще больше работ с модницами и шляпами — в нашей специальной подборке
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
По материалам официального сайта Сент-Луисского художественного музея, artdaily.com и ряда других источников