Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Всему миру Эдгар Дега известен в первую очередь своей страстью к танцовщицам и прачкам. Однако его увлекал и ещё один аспект парижской жизни — шляпы от-кутюр и мастерицы,которые их создавали. Сент-Луисский художественный музей в американском штате Миссури проливает свет на эту грань творчества французского художника на выставке«Дега,импрессионизм и дамские шляпы в Париже».
Эдгар Дега(1834 — 1917), который и себе выбирал дорогую одежду и изысканные шляпы,«не стеснялся приходить в экстаз перед магазинами модисток», — писал друг художника Поль Гоген. Тем не менее,несмотря на то,что тема головных уборов была важным моментом в творческом наследии Дега,её месту в импрессионистской иконографии до сих пор уделялось крайне мало внимания.
«Смещённые композиции,обрезанные краем полотна фигуры,неожиданные предметы,перерезающие и заслоняющие главных героев,как будто невзначай схваченные,репортажные моменты. Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение…», — об особенностях творчества художника читайте тут.
Слева: Эдгар Дега,«Автопортрет в мягкой шляпе»(1858)
и дамские шляпы в Париже» — это первое в своём роде исследование работ импрессионистов,отразивших весь размах«шляпного дела» в главном городе Франции с примерно 1875-го до 1914 годов. В то время в модной столице мира работало около тысячи модисток. Один из писателей назвал их «аристократками среди тружениц Парижа».
Отправной точкой экспозиции стала картина Эдгара Дега«Модистки», которую Сент-Луисский музей приобрёл десять лет назад(см. иллюстрацию выше). На ней изображены две женщины в белых фартуках,украшающие соломенную шляпу. Та,что справа,держит перья и цветы,а вторая крепит их к головному убору.
В более ранних работах для Дега позировала американская художница Мэри Кассат,но на этом полотне его натурщицы расплывчаты и обобщены.
Однако«лицом» выставки стала другая картина Дега — «Дамский магазин» из коллекции Чикагского института искусств. Это полотно,пожалуй,самое амбициозное заявление художника на «шляпную» тему. На первый взгляд,молодая женщина — это мастерица,которая осматривает дело своих рук. На это указывают,например,поджатые губы,в которых она,видимо,держит булавку. Но,с другой стороны,это может быть и клиентка,выбирающая себе головной убор,поскольку на ней дорогое платье с меховой оторочкой и лайковые перчатки.
Рентгеновское исследование показало,что первоначально Дега изобразил покупательницу,однако позже убрал некоторые детали,по которым это можно было определить.
и дамские шляпы в Париже» прислали частные коллекционеры и крупнейшие музеи США,а также Институт искусств Курто(Лондон), Новая глиптотека Карлсберга(Копенгаген), Музей Орсе(Париж), Художественная галерея Онтарио,другие учреждения Европы и Америки.
Мэри Кассат, «Молодая женщина в чёрном. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мадам Дж.» (1873)
Берта Моризо, «Девочка на траве. Мадемуазель Изабель Ламбер» (1885)
«Эта выставка подчёркивает многие аспекты нашей обширной коллекции,которая включает не только прекрасные картины и рисунки французских импрессионистов,но и изысканные шляпы того же периода, — сказал Макс Холляйн,директор Музея изобразительных искусств Сан-Франциско,который выступил соорганизатором экспозиции. — На вернисаже представлен весьма важный взгляд на работы Дега не только в художественном,но и социально-историческом контексте. Для многих это станет откровением!».
Пьер Огюст Ренуар,«Модистка»(1877); Метрополитен-музей. Как и Дега,Ренуар изображал модисток в конце 1870-х и 1880-х годах. Но если первый находил юмор в самом процессе покупки шляпок,второй уделял больше внимания очарованию молодых мастериц
На выставке представлены не только картины и рисунки,но и головные уборы того времени. Они демонстрируют то,как величайшие модистки эпохи — такие как Каролин Рэбу,мадам Жоржетта и Жанна Ланвен — подходили к дизайну и в совершенстве владели материалами.
Слева: женская шляпка от мадам Жоржетты(ок. 1910); чёрные кружева и искусственные цветы на проволочном каркасе. Коллекция Музей искусств Филадельфии
и дамские шляпы в Париже» в Сент-Луисском художественном музее продлится до 7 мая. А уже 24 июня она откроется для посетителей во Дворце Почётного легиона в Сан-Франциско.