Sign up

ФБР вернуло ценную картину XVII века наследникам жертв нацизма

I like3 
Федеральное бюро расследований и Департамент юстиции США вернули картину «Молодой человек в образе Вакха» голландского живописца Золотого века Яна Франца Вержиля наследникам Макса и Ирис Штерн — галеристов, пострадавших во время Второй мировой войны. В этой истории три акцента: история живописца — последователя Караваджо, судьба коллекционера, а также некий анонимный звонок…
Это шестнадцатое полотно из коллекции антикваров, которое спустя десятилетия обрело законных владельцев.


Арт-дилер немецко-еврейского происхождения Макс Штерн (1904 — 1987) был владельцем крупной художественной галереи в Дюссельдорфе. После прихода нацистов к власти он подвергся гонениям за свои религиозные взгляды. В частности, его исключили из Имперской палаты изобразительных искусств в 1935 году, заставили продать около 400 шедевров из личной коллекции и собрания «Галереи Штерна», а остальное пустить с молотка в Кёльне два года спустя. Тогда же антиквар бежал в канадский Монреаль, где с успехом восстановил своё дело.

Согласно завещанию Штерна, после его смерти в 1987 году все права собственности на возвращённые картины получили Университет Конкордия и Университет Макгилла в Канаде, а также Еврейский университет в Иерусалиме.



Слева: Макс Штерн, приблизительно 1920 год. Фото: National Gallery of Canada

Макс Штерн позирует в своей галерее «Доминион» в Монреале. Фото via Bloomberg
В довоенных архивах антиквара «Молодой человек в образе Вакха» был описан как работа Саломона де Брая (1597 — 1664). В настоящее время автором портрета считается Ян Франц Вержиль (1599 — 1647) — нидерландский портретист из Гауды.


Историк искусств Арнольд Хоубракен, соотечественник Яна Франца Вержиля, намеревался включить его имя в свой сборник биографий живописцев, заслуживающих внимания. Вержиль был последователем Караваджо и известен своими работами в т.н. «подпольных» и «полуподпольных» церквях (schuilkerkken). В 1644 году он написал коллективный портрет попечителей сиротского приюта Гауды, где изобразил себя и своего шурина Харта. После смерти Вержиля его вдова основала в городе дом престарелых (hofje) «Хартен», который был снесён в 1965 году.

Слева: Ян Франц Вержиль, «Портрет молодого человека в образе Вакха» (1630). Фото: Max and Iris Stern Foundation

Ян Франц Вержиль, «Попечители сиротского приюта Гауды» (1644). Художник — крайний слева, стоит за спиной своего шурина Харта
В мае 2015 года, почти через 80 лет после насильственной распродажи, американские власти получили анонимное сообщение о том, что полотно «Молодой человек в образе Вакха» выставлено на Весенней ярмарке мастеров в Нью-Йорке. Продавцом была «Галерея Луиджи Каретто» из итальянского Турина. ФБР тут же наложило арест на картину и начало переговоры с галереей. Её представители добровольно отказались от претензий на собственность и согласились вернуть портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Фонду Макса и Ирис Штерн.
Доктор Кларенс Эпштейн, представитель Фонда Штернов, осматривает обратную сторону картины во время церемонии возвращения в Музее еврейского наследия в Нью-Йорке. Фото: AP Photo / Mary Altaffer
Эта реституция стала возможной благодаря судебному прецеденту 2007 года. Тогда рассматривалось дело о картине Франца Ксавьера Винтерхальтера «Девушка с Сабинских гор», которую Макс Штерн был вынужден продать на аукционе в 1937 году. Федеральный суд США однозначно объявил похищенными все полотна, которые антиквар ликвидировал под давлением.
Этот вердикт дал право американским властям содействовать Фонду Штернов в поиске и возвращении произведений голландских и итальянских старых мастеров.
По материалам artdaily.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: агенты ФБР распаковывают картину «Молодой человек в образе Вакха» перед тем перед началом церемонии передачи в Музее еврейского наследия в Нью-Йорке (AP Photo / Mary Altaffer)
I like3 
 Comments
To post comments log in or sign up.