Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Парижское учреждение покупает картину«Потерянный рай»(1867) Александра Кабанеля — о сделке объявила галерея 19C из Лос-Анджелеса. При жизни работы мастера раскупались«раньше,чем высыхала краска» на полотнах,и данная авторская копия утраченной знаменитой картины,выполненной по заказу короля Максимилиана II Баварского,имеет свою удивительную историю.
«Это одна из самых динамичных композиций Кабанеля. Кроме того,это очень редкий для XIX века пример,когда немецкие власти сделали заказ французскому художнику», — заявила Алис Томин-Беррада,главный куратор Музея Орсе.
Творчество Александра Кабанеля(1823 — 1889) считается воплощением эпохи Второй империи во Франции — периода,который характеризуется стремлением к «красивой жизни», неге и роскоши. Первую выставочную награду художник получил в Салоне 1852 года за «Смерть Моисея». В 1855 году он удостоился медали на Всемирной выставке,куда послал картину«Триумф святого Людовика».
"Александр Кабанель стал эдаким символом парижского Салона. Уверенный профессионализм,«делающий зрителю красиво», но не выбивающийся за рамки… С триумфа«Смерти Моисея» началась эпоха«сладкой» художественной жизни Второй империи. Кабанель стал особо приближенным художником Луи Наполеона Бонапарта", — более подробную биографию живописца читайте тут.
Слева: Александр Кабанель,«Автопортрет»(1852). Коллекция Музея Фабра,Монпелье
Масштабное полотно«Потерянный рай» входило в число работ,которые Кабанель представил на Всемирной выставке 1867 года в Париже. Эта библейская сцена принесла художнику дополнительные высокие награды и почести,укрепив его славу«первого живописца империи».
Картина была уничтожена в Мюнхене во время Второй мировой войны,что,возможно,стало одной из величайших потерь для мирового искусства. Тем не менее,мастер сделал многочисленные подготовительные эскизы и подробные вариации.
Произведение,купленное Музеем Орсе у галереи 19C,наиболее близко к первоначальной версии по размеру и композиции
«Потерянный рай» Александр Кабанель написал в числе 30-ти декоративно-исторических полотен по заказу баварского короля Максимилиана II для фонда«Максимилианеум». Это была крупнейшая комиссия художника за пределами Франции. Его обучение как академического живописца основывалось,прежде всего,на копировании канонических произведений мастеров эпохи Возрождения и классических скульпторов Древнего мира. В «Потерянном рае» многие детали взяты из этих работ. Но при этом Кабанель внёс в композицию оригинальные моменты. Например,изображая Еву,он не стал следовать религиозным канонам старых мастеров,а эффектно расположил обнажённое женское тело на земле,проведя аналогию с одалисками.
Слева: «Потерянный рай» в раме. Фото: gallery19c.com
По версии Кабанеля,Ева распростёрлась ниц у Древа Жизни. Её лицо прикрыто рукой,а тело исказила судорога из-за позорного изгнания из Эдема. Такие мелодраматические жесты типичны для художника. Его исследования выразительных возможностей языка тела можно проследить от «Потерянного рая» к более ранней и самой известной работе — «Рождение Венеры», написанной в 1863 году.
Сгорбленные плечи Адама,взгляд исподлобья и затемнённое лицо указывают на уныние и раскаяние,а отстранённость от Евы и нежелание взять её руку — на разлад между ними. Слева от пары нисходят с небес Бог Отец и ангелы мщения. Их силу выражают пряди волос,которые развиваются вокруг голов,словно крылья. Огненный меч одного из ангелов подчёркивает динамизм композиции. Ретирующийся Сатана в нижнем левом углу кажется почти второстепенным персонажем. Становится ясно,что Кабанель стремился рассказать именно историю Евы.
Александр Кабанель, «Потерянный рай» (фрагмент)
Александр Кабанель, «Потерянный рай» (фрагмент)
Несмотря на то,что большинство картин Александра Кабанеля раскупались«раньше,чем на них высыхала краска», этот вариант«Потерянного рая» художник хранил у себя.
Об этом свидетельствуют два факта. Первый — инвентарный номер,нанесённый на холст при описи имущества после смерти мастера. Второй — фотография живописца в его парижской студии: картина висит над столом,что говорит о том,что автор считал это произведение важным и не желал с ним расставаться.