Регистрация

В Киеве покажут скандальные гобелены британского художника Грейсона Перри

Мне нравится1       0  
Современный британский художник Грейсон Перри меняет привычные представления публики о гобеленах, воплощая сюжеты «на злобу дня», полные ассоциаций с работами старых мастеров. 16 февраля в киевской галерее культурного фонда «Изоляция» открывается выставка «Тщеславие мелких различий», на которой зрители увидят его знаменитую серию «гобеленовых комиксов». Эпатажный персонаж, обладатель премии Тернера отдает дань творчеству Уильяма Хогарта, и работы уже успели побывать в ведущих музеях мира.
Гобелены были созданы в 2012 году; параллельно художник участвовал в создании серии программ «Вопрос вкуса с Грейсоном Перри» (ее можно найти в сети с русским переводом) для британского телеканала Channel 4. В каждой из трех передач он исследовал один из социальных классов Британии, и результатом его впечатлений стали сцены, представленные на гобеленах. Каждый из них имеет размер 5×2м, и каждое из шести полотен площадью в десять «квадратов» весьма насыщено объектами, персонажами и деталями. Замысел художника — собственно, производство полотен, — был реализован бельгийской фирмой «Фландрийские гобелены».
Фото и описание гобеленов: блог Olena MG на adventureda.blogspot.com
Первый гобелен показывает нам гостиную бабушки Тима. Герой — еще крошка, он сидит на руках матери и предпринимает попытку привлечь к себе внимание, отнимая у нее мобильный телефон. Мать нарядно одета и собирается на прогулку с подружками. В центре — образ бабушки: это ее вкус царит в комнате, ее вещи, игрушки-безделушки… Эдакий фетишизм и «кальки вкусов» рабочего класса. На переднем плане — аллюзия на «Поклонение» Мантеньи: Тиму принесли «символы его племени» — футболку команды «Сандерленд» и лампу шахтера.
Главное действующее лицо «тряпичного сериала» Перри — Тим Риквелл (Tim Rakewell). Имя своего героя Перри придумал, вспоминая героя сатирической серии «Карьера мота» английского художника Уильяма Хогарта (1697−1764) — Тома Рэйквелла. По всей вероятности, именно Хогарт и его морализаторская серия картин стали для Перри воплощением истинно английского духа, которую он интерпретировал по-своему.




На фото: Грейсон Перри на фоне своего дома в Эссексе. Источник: artlyst.com

Уильям Хогарт. Карьера мота. Сумасшедший дом
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Тюрьма
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Арест за воровство
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Утренний прием
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Игорный дом
Уильям Хогарт
1732, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Сцена в кабачке
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Получение наследства
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
Уильям Хогарт. Карьера мота. Женитьба на вдове
Уильям Хогарт
1733, 75×62 см
«Агония в автопарке»: отчим Тима поет в клубе, держа за руку коленопреклоненную и восторженную мать, отчего Тиму-гимназисту неловко. Певец практически распят на кране с верфей («Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда), а Тим уже на грани перехода социальной границы — он собирается работать менеджером в колл-центре, и это уже совсем не рабочий класс. Автопарк справа показывает, как простые ребята тюнингуют машины, чтобы произвести впечатление в своем районе.
«Гобелены… Когда-то они создавались для поместного лорда. На них изображены великие исторические битвы — как Ганнибал пересекает Альпы, или какое-то важное событие, оказавшие влияние на всю нацию… Я использую тот же контекст, чтобы отразить совершение покупок в Икее или же Грейт Роуз. Я черпаю свое вдохновение в гениальных работах Уильяма Хогарта, отразившего в них Британию 18-го века»…
Грейсон Пери
Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Распятие
Фактически, шесть гобеленов — это своеобразный комикс, в котором зашифрованы вопросы, ответы, ребусы, загадки и головоломки. Изображения сопровождаются текстами, написанными тут же, на самом гобелене. Эту технику Перри использовал много раз, создавая свои знаменитые керамические вазы, многие из которых расписаны сценами насилия и смерти. Зачастую темы его работ — воспоминания о невеселом детстве в провинциальном Эссексе. Перри — трансвестит, и не скрывает этого. Подростком он начал надевать вещи сестры, из-за этого его отношения с матерью и отчимом были весьма сложными.
Третий гобелен называется «Изгнание из Рая». Тим в университете изучает информатику и собирается жениться на милой девушке из среднего класса. Мать и отчим Тима к этому времени разбогатели и имеют роскошный автомобиль, но Тим с подругой все равно уезжают. За их спиной недовольные родители, которые считают, что Тим ведет себя как сноб. Сверху на них смотрит «голый повар» Джейми Оливер — бог социальной мобильности. Парочка чувствует себя виноватой в грехе, подобно Адаму и Еве в «Изгнании из сада Эдема» Мазаччо. Справа для беглецов накрыт ужин, где родители подруги Тима и гости поднимают тост за новоприбывших. Заткнув уши наушниками и прикрыв глаза розовыми очками, Тим преодолевает условный барьер между нижним и верхним слоями уже среднего класса, понимая разницу в образовании и культуре, а также в знании и понимании социальных правил.

Многие произведения художника имеют автобиографический подтекст, в которых образы самого Грейсона представлены как «Клэр» — его женское «альтер эго». «Платье — это отличный пиар," - считает Перри. На выставках он нередко предстает перед публикой одетым в детское платьице. Свое пристрастие к женской одежде знаменитый британский художник объясняет так: «Одна из причин того, что я одеваюсь, как женщина, — это моя заниженная самооценка, желание соответствовать образу женщины, которую относят к людям второго сорта. То же и с керамикой — это тоже вещь второго сорта».

Один из критиков назвал Грейсона «социальный критик из ада». Однако негативные отзывы не помешали Грейсону Перри стать лауреатом премии Тернера — самой престижной британской награды в области искусства

Перри рассказывал, что когда узнал о том, что ему присуждена премия Тернера, первой его мыслью было «что надеть на церемонию в Букингемском дворце»? Художник остался верен себе и явился на торжество в женском образе. Критики и журналисты бушевали. А вот чопорный Букингемский дворец счел наряд Перри «уместным».

На фото — Грейсон Перри с женой Филиппой Перри (она, к слову — известный психотерапевт) и их дочерью Флоренс после церемонии вручения премии Тернера. Фото: Alan Davidson


После обеда в буржуазном доме (заметили модерновые картины на стене?), пара перемещается выше — в мир органических овощей и экологической обуви. На следующем гобелене Тим отдыхает с семьей на кухне своего просторного загородного дома. Деловой партнер только что сообщил ему, что их программное обеспечения выгодно продано и они теперь очень богатые люди. Натюрморт на столе демонстрирует достаток, родители пристроены, старший ребенок играет на ковре. Выпуклое зеркало и сброшенные биркенштоки напоминают отображение богатства и статуса с «Портрета четы Арнольфини» Ван Эйка.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

На пятом полотне Тиму и его жене уже за 40, их дети выросли. Они прогуливаются как мистер и миссис Эндрюс на знаменитом портрете Гейнсборо в парке около их особняка. Нувориши, в свете заката они смотрят на старую аристократию в изношенном твиде, похожую на раненого оленя, за которым охотятся собаки социальных изменений, налогов, огромных расходов и счетов за отопление. Потомственные землевладельцы — вымирающая порода.

У Тима свои проблемы: его положение «жирного кота» вызывает социальный гнев, и протестующие разбили лагерь возле его дома (силуэт протестующего между рогами оленя отсылает к «Видению святого Губерта» Шиле, увидевшего распятие на голове оленя).
Последняя сцена — Тим умирает на руках незнакомцев после автомобильной аварии. Его гламурная вторая жена стоит среди обломков своего Феррари. Тима окружают медработники, полиция, пожарные, зеваки, фотографирующие на телефоны, чтобы быстренько загрузить горячее событие в интернет. Его собака тоже мертва. Содержание дорогой сумочки жены рассыпано на журнале Hello с фотосессией Тима на обложке. И разбитый смартфон — как перекличка с первым гобеленом. Можно увидеть здесь отсылки на «Оплакивание» ван дер Вейдена, еще эта сцена повторяет финал серии Хогарта «Карьера Мота», где герой умирает голым в сумасшедшем доме.
Выставка Грейсона Перри «Тщеславие мелких различий» организована Британским советом, который этой экспозицией начинает серию мероприятий по празднованию 25-й годовщины своей работы в Украине. Ее открытие будет сопровождаться образовательной программой, в которую войдут показы документальной ленты «Вопрос вкуса с Грейсоном Перри», лекции о художнике, разработанные «Культурным Проектом», а также экскурсии по выставке и дискуссия о моде в Украине и Британии.
Выставка Грейсона Перри «Тщеславие мелких различий» в киевской галерее
культурного фонда «Изоляция»
будет работать с 16 февраля по 22 марта 2017 года
Титульная иллюстрация: Грейсон Перри. «Агония в автопарке» (фрагмент). 2012
Фото керамических ваз Грейсона Перри: artpages.org.ua.
По материалам пресс-релизов Британского совета в Украине и культурного фона «Изоляция"


Художники, упоминаемые в статье
Уильям Хогарт
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP