20 апреля 2017 года в Государственном Русском музее откроется большая экспозиция, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842 − 1904). Зрителям представят более 220 произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других российских музеев: выставка обещает быть грандиозной.
Жители и гости Санкт-Петербурга смогут увидеть прославленные полотна художника из Туркестанской и Балканской серий, созданные в 1860—1880-е годы. Также впервые на выставке будет наиболее полно раскрыта важная, но менее известная широкому зрителю грань наследия Василия Верещагина — пейзажные этюды и этнографические мотивы, портреты и сюжетные композиции, созданные художником в ходе его многочисленных путешествий.
После неудачи
1868, 47×39 см
«Особенности творчества художника Василия Верещагина: считал бессмысленными картины „без идеи“; побывал на трех войнах по службе, но в живописи был художником-пацифистом — показывал на своих полотнах бесчеловечность войны; написал массу экзотических пейзажей и жанровых работ во время своих многочисленных путешествий…» — подробная биография художника в Артхиве, краткие сведения из которой приводим и в данной публикации.
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
1879, 147×299 см
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце, в семье предводителя местного дворянства. Вспоминая отца, Василий Верещагин отмечал, что тот был домоседом и имел «типично мещанский ум». Характер он унаследовал от матери-татарки — женщины неглупой, образованной, необыкновенно красивой и несколько истеричной. Несмотря на интерес и способности к рисованию, в 1850 году Василий был принят в Александровский малолетний кадетский корпус в Царском Селе, а еще через три года — зачислен в петербургский Морской кадетский корпус. Несмотря на склонность к морской болезни, кадет Верещагин старался стать первым во всем. Но особенные успехи Василий делал в рисовании… Он стал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств в качестве вольного слушателя. Сдав экзамены в Морском корпусе с лучшими оценками в своем выпуске и невзирая на протесты семьи, он подал документы в Академию художеств.
Василий Верещагин. «Близ Георгиевского монастыря. Крым». Конец 1880-х-1890-е. Холст, масло.
Система обучения в Императорской Академии художеств разочаровала Верещагина: он уезжает на Кавказ в поисках свежих впечатлений и живой натуры. Вскоре после этого грянул «Бунт четырнадцати» — четырнадцать лучших студентов Академии (с Иваном Крамским во главе) вышли из ее состава. Задержись Верещагин в Петербурге чуть дольше, это событие, наверняка, вошло бы в историю как «Бунт пятнадцати».
На Кавказе Верещагин провел около года, в течение которого рисовал, писал картины, собирал этнографический материал и даже преподавал. В письмах домой Верещагин сообщал, что «Тифлис — находка для живописца». Однако когда на него свалилось неожиданное наследство, он решил, что пришло время побывать в Европе. Верещагин отправляется в Париж. Здесь он рассчитывал поучиться у Жана-Леона Жерома, который был признанным авторитетом среди коллег. Верещагина ожидало очередное разочарование: все та же рутина и преданность традициям, что и в Академии художеств.
В Иерусалиме. Царские гробницы
1884, 199×149 см
Верещагин вернулся в Тифлис; в это время командующий Туркестанским военным округом генерал Кауфман искал художника, который сопровождал бы его в поездках по Средней Азии. Верещагин ухватился за эту возможность. Помимо жажды новых впечатлений и страсти к путешествиям, им двигал еще один мотив — «узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе».
Прогулка в лодке
1903, 70×103 см
Вскоре Бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским «священную войну». За героизм, проявленный во время защиты Самаркандской крепости, Василий Верещагин был награжден Георгиевским крестом. И здесь одна неделя осады сыграла решающую роль в формировании его взглядов, определила всю его дальнейшую жизнь. До последнего вздоха один из важнейших баталистов в истории живописи парадоксальным образом ненавидел войну и все, что с ней связано.
У дверей мечети
1873, 315×237 см
Верещагин считал, что писать стоит лишь то, что знаешь из личного опыта. Когда началась русско-турецкая война, он отправился на фронт — за свой счет, без казенного содержания, — был серьезно ранен и едва не потерял ногу. Туркестан, Балканы, Палестина, США, Филиппины, Куба, Япония — художник поспевал всюду. И всюду находил подходящие сюжеты для своих картин — всюду лилась кровь. Верещагин был предан теме войны, но вопреки многовековой традиции, рисовал ее без парадного сладострастия, сверкающих эполет и бравурных маршей. Грязь, страх, смерть, горы из черепов — в отличие от многих придворных баталистов, он знал настоящую цену славных побед.
Апофеоз войны
1871, 127×197 см
«…Работая над самой известной своей картиной, Василий Верещагин держал в уме вполне конкретный исторический контекст — он собирался назвать ее „Торжество Тамерлана“. Однако когда работа была закончена, художник понял, что создал универсальный образ, могучее антивоенное высказывание, выходящее за рамки какой-либо исторической эпохи, личности или легенды… „Если не считать ворон, это натюрморт
, в переводе с французского — мертвая природа“, — говорил о своей картине сам Верещагин…» — описание картины и сведения о создании работы художником в Артхиве
Путешествия Василия Васильевича иллюстрировали его этюды, рисунки, картины. Свои впечатления он описал в газетных статьях и книгах. До настоящего времени исследователи разных областей культуры находят в произведениях Василия Верещагина уникальный и бесценный материал для изучения. В 1883 году вышла в свет книга «Очерки путешествия в Гималаи» — совместный труд супругов Верещагиных, посвященная их путешествию в совершенно особый, труднодоступный и малоизвестный регион. Год спустя свет увидела вторая часть книги.
В 1903-м Верещагин, несмотря на «нехорошее чувство», предпринял путешествие в Японию. Чутье не подвело старого солдата — через год началась русско-японская война. Разумеется, Верещагин снова не сумел остаться в стороне, в конце февраля 1904-го он отбыл на фронт.
31 марта (13 апреля) броненосец «Петропавловск», на борту которого находился художник,, подорвался на мине. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом — он погиб со своим главным оружием в руках. «Верещагина оплакивает весь мир», — писали в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Самым убедительным доказательством правоты этих слов, пожалуй, стал некролог, опубликованный в японской «Газете простых людей»: «Верещагин хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой».
31 марта (13 апреля) броненосец «Петропавловск», на борту которого находился художник,, подорвался на мине. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом — он погиб со своим главным оружием в руках. «Верещагина оплакивает весь мир», — писали в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Самым убедительным доказательством правоты этих слов, пожалуй, стал некролог, опубликованный в японской «Газете простых людей»: «Верещагин хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой».
Калмыцкий лама
1873, 37×27 см
На предстоящей выставке впервые в большом объеме будут представлены графические произведения Василия Верещагина. А дополнят экспозицию уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью и творчеством художника.
Выставка «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее (корпус Бенуа)
Выставка «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее (корпус Бенуа)
откроется 20 апреля и будет работать до 24 июля 2017 года
Титульная иллюстрация: Василий Верещагин, «Шинтоистский храм в Никко». 1903
По материалам пресс-релиза ГРМ, статьи «В.В. Верещагин. Мир. Семья. Война» (автор В.Н. Мазурина) и собственных публикаций Артхива.
По материалам пресс-релиза ГРМ, статьи «В.В. Верещагин. Мир. Семья. Война» (автор В.Н. Мазурина) и собственных публикаций Артхива.