Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Париже перед судом предстал злоумышленник,который за свои акробатически виртуозные ограбления получил кличку«Человек-паук». Сейчас 49-летний Вьеран Томич обвиняется в краже из парижского Музея современного искусства пяти картин на общую сумму в 100 млн евро. Полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже и Амедео Модильяни до сих пор не найдены.
Если суд вынесет вердикт о виновности этого человека,ему грозит 20 лет тюрьмы
Серб Вьеран Томич,опытный скалолаз,признался в совершении преступления. В мае 2010 года он вместе с двумя предполагаемыми сообщниками проник в одну из самых популярных галерей французской столицы,разбив окно. Музейная сигнализация была на ремонте,а Томич каким-то образом вывел из строя камеру видеонаблюдения. В ту ночь в галерее дежурили трое охранников,однако пропажа полотен обнаружилась лишь на следующий день перед открытием — на месте картин висели лишь пустые рамы.
По словам судьи,ограбление прошло с «обескураживающей лёгкостью».
Слева: Пабло Пикассо,«Голубь с зелёным горошком»(1911)
Прокуроры утверждают,что некий бездомный заметил,как Томич бродил вокруг музея незадолго до ограбления. Полиция арестовала злоумышленника после анонимной наводки и отслеживания его мобильного телефона.
После задержания в мае 2011 года Томич заявил,что изначально собирался украсть лишь«Натюрморт с подсвечником»(1922) Фернана Леже и не думал,что ему удастся прихватить ещё четыре картины. Помимо произведения Леже добычей вора стали кубистическое полотно Пикассо«Голубь с зелёным горошком»(1911) — только оно одно оценивается почти в 25 млн евро, — а также картины«Пастораль»(1905) Матисса,«Оливковое дерево близ Эстака»(1906) Брака и «Женщина с веером»(1919) Модильяни.
Все они,за исключением Модильяни,были вывешены в одном зале. Музей современного искусства располагается в фешенебельном 16-м округе Парижа и является домом для более чем восьми тысяч произведений искусства XX века.
Слева: Фернан Леже,«Натюрморт с подсвечником»(1922)
Томич,который уже отсидел длительные сроки за 14 предыдущих преступлений,заявил,что украл картины просто потому,что они ему понравились. В интервью перед заседанием суда он сравнил себя с Арсеном Люпеном — обаятельным литературным персонажем,который грабил дома богатых парижан. Новеллы и романы о «джентльмене-грабителе» выходили из-под пера Мориса Леблана с начала 1900-х и до смерти писателя в 1941 году.
Общая стоимость украденных произведений искусства,по оценкам властей,составляет 100 млн евро. Однако некоторые эксперты заявляют,что эта цифра в два раза выше,хотя и признают,что продать эти шедевры на открытом рынке было бы невозможно
За подобные кражи суд обычно приговаривает преступников к десяти годам заключения,однако Вьеран Томич может получить вдвое больше,учитывая его предыдущие преступления. В музеи и шикарные парижские квартиры серб проникал,карабкаясь по стенам — за что и получил своё прозвище.
Картины,украденные из Музея современного искусства в Париже,до сих пор не найдены. Арт-дилер,у которого они находились недолгое время,заявил,что просто выбросил бесценные полотна,однако правоохранители этому не верят.
По материалам Agence France-Presse. На главной иллюстрации слева — Вьеран Томич перед заседанием суд. Фото: Bertrand Guay / AFP