Школа Утагава
Художники школы Утагава в работе сочетали разные направления: они создавали образы борцов сумо, серии видов города Эдо, иллюстрировали книги и газеты, появившиеся в Японии после принятия реформы.
Однако одной из самых популярных тем в их творчестве были театральные гравюры якуся-э — изображения актеров театра кабуки («якуся» в переводе с японского означает «актер театра Кабуки»).
Большинство работ на выставке принадлежат Утагаву Куниёси (1798−1861), его называют последним великим мастером гравюры укиё-э, и Утагава Кунисаде (1786−1865) — наиболее продуктивному и финансово успешному художнику школы Утагава. Кунисада оставил более 20 тысяч гравюр.
Утагава Куниёси «Хосаку», 1852 год
Особенности гравюры
Об особенностях гравюры интересно писала художница А. Остроумова-Лебедева:
«Меня увлекала краткость и сжатость гравюры. Я чувствовала в этом особую силу… материалы в гравюре — дерево и резец, которые дают право думать о красоте, заключающейся в линии, способной выражать все на свете — и чувство, и форму, и темперамент художника, и песню — всё. Одним словом, линия есть чувство, и может быть невыразимой красоты. Это и есть главная сущность гравюры… Линия как синтез, но полная силы и движения».
Утагава Куниёси «Оное Эйдзабуро в роли Косимото Тидори», XIX век
Театр Кабуки
В этом он близок театру Шекспира, где женские роли играли мужчины. Актеры получали весьма специфическое обучение. Традиционно, актерское мастерство передавалось из поколения в поколение. В Японии существовали целые династии актеров.
Актерскому мастерству обучали с помощью системы отработанных известными актерами жестов и движений — ката. Например, в немых сценах или сценах стилизованных поединков актер должен был следовать установленным канонам и принимать ту или иную эффектную позу, а драматический уход со сцены обязательно должен быть подчеркнут преувеличенно нарочитой жестикулицией.
Утагава Куниёси «Такаги Ориемон, герой пьесы «Kumo ni Magou Ueno no Hatsuhana», 1852 год
Театральная культура кабуки способствовала созданию культа актеров-звезд, имена которых были известны в Японии даже тем, кто никогда не интересовался кабуки и ни разу не видел спектаклей. У «звезды» театра кабуки были свои фанаты, они горячо поддерживали своего любимца, иногда даже выкрикивая имя любимого актера во время его выступления на сцене.
Катаока Итидзо I (1792 — 1862) — выдающийся актер театра кабуки, который специализировался на ролях злодеев (катакияку), коварных заговорщиков (дзитсуаку), и стариков (фукеяку). Успешно выступал в театрах Осаки и Эдо.
Утагава Куниёси «Катаока Итидзо», 1830-е годы
Гравюра Кунисады рассказывает об одной из таких драм. Оцените финальный поворот сюжета: богатый крестьянин Сано Дзиродзаемон влюбился в прекрасную куртизанку Ятсухаси и сделал ей предложение, пообещав выкупить у хозяина публичного дома. Ятсухаси отказала ему под давлением своего хозяина и любовника. Незадачливый жених собрался уезжать домой, но внезапно вернулся и убил возлюбленную и ее служанку.
Утагава Кунисада «Сано Дзиродзаэмон», 1852 год
Одна из наиболее оптимистичных пьес рассказывает о чуде, которое случилось с легендарным японским скульптором Хидари Дзингоро.
Он влюбился в высеченную им статую прекрасной девушки и когда предложил ей чашечку саке, скульптура ожила — красавица приняла угощение из рук своего создателя. Ну просто «Пигмалион и Галатея» по-японски! Интересно, как бы завершилась история, предложи он ей вместо саке чашечку чая…
Утагава Кунисада «Хидари Дзингоро, легендарный японский скульптор», 1859 год
На гравюре слева показан актер в роли Гунсуке — пешего слуги высокопоставленного самурая (якко), который сопровождает своего хозяина в путешествиях. Якко обычно выступает помощником героя или злодея, он одет в яркие одежды и имеет особый грим — кумадори, используемый для ролей воинов или лютых демонов.
Гунсуке изображен в момент защиты своего господина от нападения на берегу реки.
Утагава Куниёси «Гунсуке», 1852 год
Титульная иллюстрация новости: гравюра Тойохара Кунитика «Накамура Сикан в роли Кудо Сукетсуне», 1865 год. Национальный художественный музей Украины