Центр искусств королевы Софии в Мадриде анонсировал масштабную выставку работ Пабло Пикассо. Она приурочена к 80-летию создания знаменитой картины «Герника» — универсального символа жестокости войны, — а также к 25-летию передачи фрески музею. Экспозиция «Сострадание и террор у Пикассо — Путь к „Гернике“» соберёт около 150-ти шедевров художника — как из собственной коллекции Центра, так и присланных более чем тридцатью галереями мира.
«Герника» — одно из самых известных произведений Пикассо, созданное по заказу Республиканского правительства Испании, чтобы представить страну на Всемирной выставке в Париже
в 1937 году.
в 1937 году.
Герника
1937, 349.3×776.6 см
В 1937 году Испания погрязла в кровавой гражданской войне: республиканцы сражались с войсками будущего диктатора генерала Франсиско Франко. Картина «Герника» была написана под впечатлением от событий в одноимённом городе в Стране Басков на севере Испании. Во время весенней ярмарки 26 апреля 1937 года этот населённый пункт в течение двух часов бомбил легион «Кондор» из Германии, которая поддерживала Франко в войне. В результате авианалёта и последующего пожара погибли несколько сотен человек — в основном мирных жителей.
Это создало прецедент для нового вида стратегии, которая применялась во время Второй мировой войны — бомбардировки гражданских с воздуха
Узнав о налёте на Гернику, Пикассо, который в то время писал другое полотно для Всемирной выставки, поменял концепцию.
За месяц художник создал монументальную фреску, ставшую одним из самых мощных художественно-политических заявлений в истории. Он не случайно выбрал чёрно-белую (вернее, даже чёрно-серую) гамму: для Пикассо мир, по которому прокатилась война, лишён красок, из него ушла сама жизнь.
Слева: Руины Герники. Фото: Википедия
За месяц художник создал монументальную фреску, ставшую одним из самых мощных художественно-политических заявлений в истории. Он не случайно выбрал чёрно-белую (вернее, даже чёрно-серую) гамму: для Пикассо мир, по которому прокатилась война, лишён красок, из него ушла сама жизнь.
Слева: Руины Герники. Фото: Википедия
Картина была передана в Мадрид в 1981 году из нью-йоркского Музея современного искусства, куда Пикассо отправил её на хранение до тех пор, пока в Испании не будет восстановлена демократия. Из-за опасений, что фреска
подвергнется нападению, её поначалу разместили за пуленепробиваемым стеклом и под вооружённой охраной в музее Прадо. А когда в 1992 году неподалёку открылся Центр искусств королевы Софии, «Гернику» перевезли туда — в специально построенную для неё галерею.
Резня в Корее
1951, 110×210 см
В экспозицию «Сострадание и террор у Пикассо» войдут также крупные шедевры, присланные из Музея Пикассо в Париже, галереи Тейт Модерн
, Центра Жоржа Помпиду, МоМА, Метрополитен-музея и других авторитетных учреждений. Выставка начнётся с натюрмортов и интерьеров 1924 — 1925 годов. Затем она проследит обращение Пикассо к безобразию и насилию в конце 1920-х и далее в 1930-х годах. Следующим этапом станет период «Герники», а также портретов и интерьеров, полных предчувствий Второй мировой войны. Последний зал будет посвящён попыткам Пикассо вернуться в 1950-е годы к «исторической живописи» в таких работах, как «Резня в Корее» и фреска «Падение Икара» для ЮНЕСКО.
Фреска
Пабло Пикассо «Падение Икара» в штаб-квартире ЮНЕСКО. Фото: youngturkinparis.files.wordpress.com
Выставка «Сострадание и террор у Пикассо — Путь к „Гернике“» в Центре искусств королевы Софии продлится целых пять месяцев. Она начнёт работу 5 апреля и завершится 4 сентября.
По материалам официального сайта Центра искусств королевы Софии. Главная иллюстрация: tes.com