Вопросы принадлежности культовых шедевров искусства музеям тех или иных государств решаются на самом высоком международном уровне — впору показывать ТВ-шоу «Битва за шедевры». Пока бесспорно решенным можно считать лишь дело с известнейшей работой Уильяма Тернера из частной коллекции, которая 30 лет экспонировалась в Национальной галерее Лондона.
Самый крупный дар в истории Англии поступил по завещанию магната и коллекционера Гарри Хайамса: в коллекции стоимостью $490 млн - шедевры изобразительного искусства и старинные авто
Голландские рыболовные лодки во время шторма
1801, 162.5×221 см
Шедевр Уильяма Тернера уже три десятилетия экспонируется в Национальной галерее, фигурируя там как «работа из частной коллекции». В коллекции Гарри Хайямса также находятся такие значительные полотна, «Тристан и Изольда» (1872 г.) Эдварда Берн-Джонса, «Спелая вишня» (1879) Джона Эверетта Милле, а также работы Джорджа Стаббса. Последний из домов магната (Ramsbury Manor в графстве Уилтшир) также в составе крупнейшего в истории Британии дара: он будет превращен в музей для завещанной стране коллекции. Пока не известно, будут ли возвращены туда полотна, которые в настоящее время продолжают экспонироваться в музеях Великобритании.
Гарри Хайамс (Harry Hyams, 1928 — 2015) не любил фотографироваться и с легкостью одалживал музеям полотна из своего собрания. Сын букмекера, он к 30 годам сделал миллионное состояние в сфере недвижимости, и именно его компания в 1966 году возвела легендарный 33-этажный небоскреб в центре Лондона — 117-метровый Centre Point.
Коллекцию произведений искусства Хайамс собирал в течении 50 лет, — часть из них фигурировала в деле о рекордной для Великобритании краже 2006 года, когда в тот самый особняк проникли воры, которые всего за 10 минут вынесли из дома ценности на сумму более 53 миллионов долларов, включая работы Рембрандта, Тициана, Рубенса.
фото telegraph.co.uk
Около пятисот артефактов должны быть возвращены Украине. Таков итог рассмотрения в Нидерландах дела о возвращении коллекции т.н. «скифского золота» из собраний крымских музеев после выставки «Крым: золото и секреты Черного моря».
Окружной суд Амстердама принял решение по делу о возвращении коллекции скифского золота из Нидерландов 14 декабря 2016 года. Коллекция скифского золота прибыла в археологический музей Алларда Пирсона (Allard Pierson Museum) в Амстердаме в феврале 2014 года. Аннексия Крыма Россией (именно в такой формулировке упоминается данное событие в иностранных СМИ, пишущих сейчас о скифском золоте) состоялась в марте того же года, и вопрос о возвращении артефактов с ноября 2014 г. стал предметом судебного разбирательства международного масштаба.
Основа для нынешнего решения суда — то, что юридически Крым не является суверенным государством потому не может идти речь о наличии «культурного наследия государства», которое должно быть возвращено именно в Крым. Дальнейшее развитие событий по делу таково: после того, как артефакты окажутся на территории страны, украинский суд имеет полномочия решать, в какие именно музеи вернутся экспонаты. В то же время Центральный музей Тавриды в Симферополе, Керченский историко-культурный заповедник, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе собираются обжаловать решение амстердамского суда.
Очевидно, точка в этом деле еще не поставлена…
Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
1480-е
, 54.8×40.3 см
Прозвучало заявление министерства культуры Польши о том, что государство намеревается выкупить знаменитую частную коллекцию Чарторыйских, которую оценивают в два миллиарда евро — в частности, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи застрахована на сумму около 350 миллионов евро
«Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и „исправлений“ он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский… В течение XIX века „Дама с горностаем“ несколько раз перемещалась по Европе… В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин. Год спустя владельцем „Дамы с горностаем“ стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу. Сейчас картина „Дама с горностаем“ находится в Кракове в Музее Чарторыйских…» - о личности дамы, фигурке горностая и судьбе полотна читайте в исследовании этой работы в Артхиве — «кликнув» на названии работы, вы увидите его под изображением в отдельном окне.
На фото, приведенном на одном из форумов по Кракову — картина итальянского гения в музее (Czartoryski museum)
Заместитель министра культуры Ярослав Селин (Jaroslaw Selin) сообщил новости о планах выкупа коллекции местным СМИ. Также, как сообщает агентство Франс-Пресс, министр Петр Глинский «объявил о шагах, предпринятых для того, чтобы наконец установить статус коллекции», которая гарантированно «не должна покидать территории Польши». Такое, в принципе, возможно: коллекция — частная.
Состоятся ли переговоры с с президентом фонда Чарторыйских, принцем Адамом Каролем Чарторыйским, который живет в Мадриде, и есть ли вероятность успеха, не говоря уже о финансовой стороне дела? Интересно также, какие планы или события, которых не сообщается, вызвали нынешний диспут. Как бы от ни было, Ярослав Селин представил вопрос о выкупе коллекции и некий план действий на заседании парламента Польши. Однако Мэриан Уолски (Marian Wolski), глава Фонда Чарторыйских в Кракове, указала на то, что в деле имеется имеется весомое юридическое препятствие: коллекция должна быть «непередаваема и неделима».
Состоятся ли переговоры с с президентом фонда Чарторыйских, принцем Адамом Каролем Чарторыйским, который живет в Мадриде, и есть ли вероятность успеха, не говоря уже о финансовой стороне дела? Интересно также, какие планы или события, которых не сообщается, вызвали нынешний диспут. Как бы от ни было, Ярослав Селин представил вопрос о выкупе коллекции и некий план действий на заседании парламента Польши. Однако Мэриан Уолски (Marian Wolski), глава Фонда Чарторыйских в Кракове, указала на то, что в деле имеется имеется весомое юридическое препятствие: коллекция должна быть «непередаваема и неделима».