Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Днепропетровский художественный музей представляет долгожданный выставочный проект«Жить в цвете», приуроченный к 115-летию художника Николая Глущенко(1901−1977). Незаурядный талант,интересная,сложная,в чем-то противоречивая жизненная история… И потрясающие картины! Еще не одному поколению предстоит открывать все нового и нового Глущенко.
Пожалуй,еще ни разу творческое наследие Николая Глущенко не было представлены публике в такой убедительной полноте. Экспозиция выстроена как своеобразная ретроспектива творчества художника. Работы объединены в разделы,заголовками которых стали цитаты самого Николая Глущенко: «Цвет как активное начало», «Сущность образа», «Думаешь цветом,линией», «Неожиданные контрасты». Почти все из представленных 60 картин — живописные пейзажи,есть и несколько ню.
Всего же в фондах Днепропетровского художественного музея хранится около ста работ Николая Глущенко,большинство из которых музею в 1974 году подарил сам автор. Выставка рассказывает о творчестве и поисках художника,показывает его молодым,энергичным и неутомимым мастером кисти,который«постоянно искал свой национальный стиль», «играл цветом» и «лепил цветом».
Картины Николая Глущенко,пропитанные духом импрессионизма,кажутся практически нереальными для советского официального искусства. Тем не менее,Глущенко преподавал в Киевской художественной школе,в 1939 году стал профессором Киевского художественного института,а незадолго перед кончиной ему было присвоено звание Народного художника СССР. Безусловно,есть у него картины,нарисованные в канонах соцреализма. Однако большинство его полотен так и «звенят» красками,яркость которых уместна у Матисса или Ван Гога. Глущенко всегда был«выездным», много путешествовал,в его творческом багаже — циклы работ,написанные в Италии,Франции,Бельгии,Швейцарии… Удивительное дело! Или нет?
Это загадочное толерантное отношение советской власти к Николаю Глущенко стало понятным только после смерти художника в 1977 году. Оказывается,Глущенко был… советским разведчиком. Перед Второй Мировой войной художник жил и работал в Берлине; он стал одним из первых,кто поставил советское правительство в известность о готовящемся нападении фашистской Германии — а было это еще в 1940 году. И,конечно,«Центр» всячески поддерживал художника-разведчика и никак не мешал его основой работе. Напротив,художнику давали задания,связанные в том числе и с его творчеством. Когда Москве понадобились портретные изображения убийцы Симона Петлюры,Самуила Шварцбада и его адвоката,Глущенко посетил судебный процесс и выполнил задание без особого труда. Эти рисунки сохранились до наших дней.
После окончания в 1918 году коммерческого училища в Юзовке(ныне Донецк), Николай Глущенко — по официальной версии советской власти — «силой был завербован в деникинскую армию,в составе которой на территории Польши был интернирован в Щелковский лагерь». Спустя некоторое время Глущенко сбежал в Германию,где обучался в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Во время учебы его материально поддерживали гетман Скоропадский,прежний представитель УНР в Берлине профессор Роман Смаль-Стоцкий,а также писатель Владимир Винниченко.
В 1923 году не без помощи Александра Довженко художник получает гражданство СССР,а также новую работу — должность главного художника торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. Параллельно Глущенко много работает и выставляется.
Европейская пресса называет его«первым украинским импрессионистом». Несмотря на признание,он хочет вернуться на Родину. Вместо этого ему,предположительно,предлагают сотрудничество с советскими спецслужбами.
В 1925 году художник переезжает в Париж,где осенью в галерее Фабр проходит его первая персональная выставка. В ателье художника собирается прелюбопытная публика. У Глущенко,который к тому времени приобрел большую известность в художественных европейских кругах,бывают правительственные чиновники и коллеги по художественному цеху,простые туристы и лидеры эмигрантских сообществ различного толка. В октябре 1926 года Глущенко под псевдонимом«Ярема» начал работать на советскую разведку.
Глущенко принимает участие в выставках«Осеннего салона», «Салона«Независимых», «Салона Тюильри». В ателье молодого,импозантного и уже известного художника часто собиралось интересное общество; сюда на чашку кофе приходил эрцгерцог Вильгельм фон Габсбург,племянник бывшего австрийского императора Франца Иосифа. Большой интерес для Советов представлял и еще один из постоянных«клиентов» ателье — солидный коммерсант из Бельгии Андрэ Мирабо,который вращался в кругу военных промышленников и дипломатов.
Николай Глущенко. Фото 1920−30 годов. Источник: zbruc. eu
По указанию из Центра Глущенко выполнял заказы советского посольства во Франции — рисовал портреты Ромена Роллана,Мишеля Кашена,Анри Барбюса,президента общества«Франция-СССР» Поля Синьяка и других известных представителей французской интеллигенции. Популярность Глущенко как художника росла,его картины экспонировались рядом с произведениями Ван Гога,Матисса и Пикассо,а в ателье бывали Маяковский и Бунин. Но… Николай Петрович тосковал. Судя по всему,приманка в виде разрешения вернуться и была тем«призом», который был ему обещан советской разведкой.
В 1935 году борьба за «оздоровление национальной немецкой культуры» в Германии выходит на новый уровень: Гитлер выступает с новой программой,напрямую связывая явления кубизма,дадаизма и футуризма в искусстве с процессом политико-экономического упадка в стране. Начинается волна эмиграции: художники и литераторы,актеры и музыканты торопятся покинуть Германию,ослепленную«новым порядком». Многие оседают в Париже — как,например,Василий Кандинский,переехавший после закрытия Баухауса. Предчувствуя бурные времена,Николай Глущенко просит«Центр» организовать его переезд в СССР.
Однако советская разведка просит — вернее,требует — провести в Париже еще год. И все-таки в 1936 году Глущенко разрешают переехать в СССР. Прощай,парижское ателье,и здравствуй,крошечная комнатка в московской коммуналке! Год спустя в Киеве проводится персональная выставка картин художника,и он переезжает в Украину со всей семьей.
Но просто так из разведки не уходят,и в 1940 году Глущенко получает новое задание: попасть в Германию и получить ценные разведданные. Операция ведется в рамках обмена художественными выставками,которые проходят в Москве и Берлине(к слову,об этих выставках мало что известно). Тогда-то и становится известно,что Германия готовится к нападению на СССР. Это было последнее задание разведчика под псевдонимом«Ярема». Судя по всему,после его успешного проведения советское правительство навсегда присвоило художнику статус«благополучный», и невзирая на происки разных недоброжелателей,Николай Глущенко получил возможность работать так,как ему хотелось,как он видел,и,несмотря на официальный соцреализм — «жить в цвете».
Пережив войну,Николай Глущенко погружается в мир творчества,преподает. Много путешествует по миру. Он не изменяет себе — яркость красок и импрессионистические приемы по-прежнему сильны в его творчестве. И то,за что могут порицать других,для него«проходит» безо всяких замечаний со стороны официальных художественных кругов. Да,в его творчестве есть«обязательные» картины,рисующие социалистический быт. Но их исполнение — только его дело,его право и его талант видеть и передавать свои впечатления красками.
Сегодня работы Николая Глущенко высоко ценятся у коллекционеров. Его картины хранятся в музейных и частных коллекциях США,Канады,России,Франции,Германии,Украины. По завещанию художника,после его кончины многие его работы были переданы Министерству культуры УССР. Около ста из них хранятся в Днепропетровском художественном музее.
И в качестве финала нашего увлекательного рассказа о творчестве художника-разведчика Николая Глущенко — сюрприз: 8 декабря Днепропетровский художественный музей открыл… второй вернисаж работ Мастера! Еще один большой зал,еще 20 ярких живописных работ Николая Глущенко. Тем самым выставка«Жить в цвете» приглашает ценителей изобразительного искусства получить истинное эстетическое наслаждение почти от всей музейной коллекции Николая Глущенко.
Выставка произведений Николая Глущенко«Жить в цвете» работает до 15 января 2017 года.
Вашему вниманию — еще несколько работ Николая Глущенко из галереи Артхива: художник родился 17 сентября 1901 г., и покинул этот мир 31 октября 1977 года; 2017 год наверняка будет также отмечен событиями в честь мастера.
Материал подготовлен по информации публикаций в сети Интернет и пресс-релиза Днепропетровского художественного музея. Иллюстрации с выставки: gorod.dp.ua.