В конце декабря 1950 года Макс Бекман вышел из своей квартиры в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена и отправился в Метрополитен-музей на выставку «Американская живопись сегодня». Там среди работ других художников был представлен его «Автопортрет в синем пиджаке». Однако на углу 69-й улицы около Центрального парка у 66-летнего живописца случился сердечный приступ, и он умер, так и не дойдя до галереи. Эти печальные обстоятельства его смерти и вдохновили кураторов нынешней выставки «Макс Бекман в Нью-Йорке».
На этом автопортрете, как и на многих других, Макс Бекман изобразил себя с сигаретой. На художнике ярко-синий пиджак и рубашка красного цвета. «Стоит отметить, что во время жизни в Нью-Йорке он писал более кричащими цветами [чем до того], — отметила куратор выставки Сабин Ривалд (Sabine Rewald). — В этом городе он провёл 16 месяцев, часами работал в своей мастерской, часто по ночам, используя неоновое освещение. Я думаю, что именно неоновый свет сделал его палитру немного резче и ярче».
Слева: Макс Бекман, «Автопортрет в синем пиджаке» (1950)
Макс Бекман (1884 — 1950) поначалу был экспрессионистом, затем ненадолго перешёл к тому, что называлось «новой вещественностью». В конце 1920-х — начале 1930 годов он часто смешивал мифологию и реализм.
В тот период живописец находился на пике карьеры в Германии. Его работы представляли ведущие арт-дилеры, он преподавал в Штеделевской художественной школе во Франкфурте и входил в круг влиятельных писателей, критиков, издателей и коллекционеров.
Однако после прихода к власти национал-социалистов его творчество заклеймили как «вырожденческое». Бекман переехал в Берлин в надежде, что в мегаполисе будет безопаснее. Но после того как в 1937 году его картины конфисковали из немецких музеев, художник эмигрировал в Голландию и больше не вернулся на родину.
Слева: Макс Бекман, «Автопортрет в синем пиджаке» (1950)
Среди первых частных коллекционеров работ Бекмана был Ф. Хиршленд, который приобрёл знаковый «Автопортрет на жёлтом фоне с сигаретой» (1923), в 1956 году завещанный Музею современного искусства.
Эбби Олдрич Рокфеллер, одна из основательниц МоМА, в 1931 году купила «Семейную картину» (1920), переданную спустя четыре года во владение галереи.
В 1942-м к полотну присоединился первый триптих Бекмена под названием «Отбытие» (1932 — 1935), прежде входивший в собрание Альфреда Барра. За этими первыми коллекционерами последовали поколения других, чьи приобретения также выставлены ныне в Метрополитен-музее.
Слева: Макс Бекман, «Автопортрет на жёлтом фоне с сигаретой» (1923)