Пострадавшую из-за наводнения 50 лет тому монументальную работу Джорджо Вазари 1546 года отреставрировали и представили публике. Событие весьма значительные, как и многолетние усилия реставраторов по спасению шедевра из самой знаменитой базилики Флоренции. Любуемся кадрами торжественной презентации, навещаем мастерские реставраторов и не стесняемся узнать о стоимости работ.
Знаменитую картину спустя 50 лет после роковых событий снова можно увидеть в музее базилики Санта-Кроче во Флоренции — там же, где она и находилась в 1966 году
В честь столь важного события состоялась торжественная церемония, в которой принял участие президент Италии Серджо Маттарелла и премьер-министр страны Маттео Ренци. Были и спасатели, которые полвека тому помогали очищать город: добровольцы приезжали из разных стран мира, их называли «ангелами грязи».
Картину, выполненную на дереве, в течение почти шести лет несколько лет восстанавливали 13 специалистов. «Это картина эпохи Возрождения, которая датирована началом 16 века. Полное ее восстановление — это наша окончательная победа над последствиями того трагического наводнения», — прокомментировал директор агентства по реставрации Марко Циатти.
Базилику Санта Кроче (Basilica di Santa Croce, «церковь Святого Креста») называют «основным духовным центром Флоренции». Самая большая францисканская церковь в мире была заложена в 1294 г. на месте церкви, которую, по легенде, основал сам Франциск Ассизский. В состав комплекса Санта Кроче входит 16 капелл. Картины и росписи, выполненные лучшими мастерами Италии (например, Джотто), пантеон наиболее выдающихся деятелей в истории страны, включая Галилея, Россини и Микеланджело Буонаротти (дизайн надгробного памятника — работы Джорджо Вазари) — в общем, культовый объект в самом центре города.
фото из livejournal
Джорджо Вазари (1511−1574), ученика и друга великого Микеланджело, мы знаем более всего как автора знаменитого трактата о художниках. «Так случилось, что за пять веков Вазари-автор „Жизнеописаний“ безвозвратно затмил Вазари-художника и Вазари-архитектора… Однажды в середине 40-х годов XVI столетия Джорджо Вазари, всю жизнь пользующийся чьим-то высоким покровительством и невероятно обласканный итальянскими сильными мира от пап до королей, коротал вечер у кардинала Алессандро Фарнезе. За ужином собралось привычное для него общество итальянских интеллектуалов…» — читаем эту увлекательную «историю об историях» и не забываем узнать побольше и о Вазари — художнике
Фрагмент отреставрированной работы
…4 ноября 1966 года город постигла катастрофа: самое сильное наводнение в современной истории Флоренции, которое привело к человеческим жертвам и утрате миллионов предметов старины и произведений искусства. Виною всему были проливные дожди — река Арно вышла из берегов, затопив большую часть города. Комплекс собора и монастыря Санта-Кроче пострадал весьма существенно: он находится в самой низкой части Флоренции. Подобного наводнения город не знал с 16 века!
Картину эпохи Возрождения, выполненную на дереве, в течение почти шести лет восстанавливали 13 специалистов. Полное восстановление этой работы, как сказала г-жа директор агентства по реставрации Марко Циатти, является окончательной победой над последствиями трагического наводнения.
Фото 1966 года (Mondadori Portfolio/Archivio Giorgio Lotto/Giogio Lotti Giorgio)
«Тайная вечеря» была создана Джорджо Вазари в 1546 году для рефектория монастыря Мурате во Флоренции. Картина размерами почти 6,5 на 2,5 м была выполнена маслом на пяти деревянных досках. Во время наводнения работа провела под водой около 12 часов. Слой лака защищал краски, но разбухшая древесина разрушала картину изнутри. Вызывала опасения и высохшая бумага, покрывающая полотно. Законсервированная в течение многих лет, работа дождалась внимания реставраторов лишь в 2006 году.
Картину изучали и исследовали, сделав вывод о возможности реставрации, и лишь в 2010 году приступили к работе: лос-анджелесский Фонд Getty выделил грант в 400 тыс. долларов флорентийской лаборатории Opificio delle Pietre Dure. Когда эти средства были израсходованы (масштаб работы можно оценить даже по приведенным фото «до», «во время»" и «после» реставрации), на помощь пришел… модный дом. Prada Group обеспечила завершение работ, что обошлось в сумму 390 тыс. долларов.
Реставраторы опасались перенесения работы на новую основу — к счастью, этого делать не пришлось благодаря лучшему. чем ожидалось, состоянию работы, и современным технологиям реставрации.
Часть команды реставраторов, спасавших картину
Картина Джорджо Вазари снова на виду у публики, причем теперь она теперь подвешена довольно высоко — во избежание опасности повреждения из-за (мало ли?) наводнения.