Sign up

На даче Юсуповых и в спальне императрицы: интерьер в русской графике представили в музее

I like1 
Декор и интерьер домов, дворцов и усадеб «сильных мира сего» показывают в Государственном историческом музее. Экспозиция одной из крупнейших в России коллекции интерьерной графики представляет около 60 работ. На одной из них можно увидеть утраченное в первозданном виде полотно Брюллова, а в целом яркие работы мастеров XIX — начала XX века порадуют и дизайнеров современных интерьеров. Цветных фотографий тогда еще не делали, а мода на убранство «по-богатому» не проходит.
Интерьерная тема появилась в русском искусстве на рубеже XVIII—XIX веков, но наиболее широкое распространение получила во второй четверти XIX столетия, главным образом в живописи. Написанные художниками виды гостиных, кабинетов, учебных и детских комнат стали важными иконографическими документами эпохи, позволяющими воссоздать бытовую среду и проследить влияние архитектурных стилей на внутреннее убранство домов.
Андрей Ракович. Кабинет графа С. С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847 г.
К середине XIX столетия, в эпоху историзма, тема интерьера приобрела особую популярность. В этот период творили блестящие художники-графики — Эдуард Гау, Луиджи Премацци, Андрей Редковский, Василий Садовников, Иосиф Шарлемань, запечатлевшие в своих произведениях многочисленные комнаты императорских резиденций и дворянских усадеб.
Николай Ефимов. Кабинет В. П. Давыдова с художником К. П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме. 1835

Холст, над которым работает Карл Брюллов, в XIX веке был разрезан по вертикали: до нас дошла лишь его правая часть — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
графини Орловой-Давыдовой с дочерью. На акварели Ефимова видно, что изначально на портрете был всадник на лошади, и наверняка это был граф Давыдов, подъезжающий к балкону, на котором его ждут жена и дочь. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
поступил в Третьяковскую галерею в 1921 году, а кромки на холсте были обрезаны по живописи — угадать былое наличие внушительной части работы было невозможно. Лишь благодаря акварели Николая Ефимова можно судить об изначальном замысле Карла Брюллова.
В третьей четверти XIX века происходит формирование интерьерного жанра в светописи. Однако, в отличие от акварели, фотография была лишена возможности передавать цвет богато декорированных помещений. Именно это обусловило популярность акварельных видов в позднюю, «фотографическую», эпоху.
Неизвестный художник. Анфилада комнат с птичьей клеткой на первом плане в неизвестном особняке. 1830-е гг.
Выставка организована по хронологическому принципу. Произведения второй четверти — середины XIX века, времени наивысшего расцвета жанра интерьера, представлены в первом зале. Наиболее интересные работы этого времени представлены акварелями П. Ф. Соколова, Н. А. Бестужева Н.Е. Ефимова, А. Н. Раковича. Второй зал посвящен работам второй половины XIX — начала XX столетия, периода историзма и модерна. К самым любопытным произведениям этого времени относятся виртуозные рисунки А. А. Редковского «Кабинет в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге» (1864) и «Гостиная в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге» (1865).
Отдельное место в экспозиции занимают акварели из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора», созданного в 1900-е годы преподавателями и учениками старших классов Строгановского художественно-промышленного училища в Москве по заказу московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны. Альбом был куплен Государственным историческим музеем в 2014 году на средства Министерства культуры Российской Федерации.
Андрей Редковский. «Кабинет в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге». 1864
Игнатий Нивинский. Вид из Белой гостиной в сторону Танцевального зала.
Рисунок из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора», 1905 год.
Центром экспозиции второго зала является серия акварельных видов парадных покоев дачи княгини З. И. Юсуповой в Царском Селе, исполненных крупнейшим мастером интерьерного жанра В. С. Садовниковым в 1872 году.
После проведения реставрации работ В. С. Садовникова впервые появилась возможность показать их широкому кругу зрителей
Акварельный альбом Василия Садовникова с видами дачи Зинаиды Юсуповой в Царском селе
Интересные рассказы об экспонатах, представленных на выставке — в видеоматериалах на Медиапортале Государственного исторического музея.
Евгений Баумгартен. Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе. 1914 год.
Демонстрируемые на выставке акварели из собрания Исторического музея дают полное представление о разных этапах бытования интерьерного жанра в русской графике XIX — начала XX века. Выполненные известными художниками и скромными любителями, они рассказывают о давно минувшей эпохе, являясь не только восхитительными произведениями искусства, но и важнейшими изобразительными документами своего времени.
Жилая комната с ширмой в усадьбе князей Шаховских «Белая Колпь» в Волоколамском уезде Московской губернии.

Неизв. художник. 1850-е гг.
Выставка «Интерьер в русской графике XIX — начала XX веков» работает до 28 ноября 2016 г.
Титульная иллюстрация: Василий Садовников. Из альбома с видами дачи Зинаиды Юсуповой в Царском селе
В материале использован пресс-релиз ГИМ.
Иллюстрации: shm.ru
I like1 
 Comments
To post comments log in or sign up.