В преддверии масштабной выставки французского художника Андре Дерена, которая состоится осенью 2017 года в Париже, в ГМИИ им. Пушкина приняли решение отреставрировать знаменитое полотно художника и заодно разгадать тайны этой необыкновенной картины.
Французский художник Андре Дерен (1880−1954) в своем творчестве испробовал практически все модернистские течения в живописи — от импрессионизма и фовизма до кубизма и неоклассики. Его полотно «Субботний день» из коллекции ГМИИ им. Пушкина, написанное в 1914 году, считается одним из центральных произведений «готического» периода творчества художника. Между 1911 и 1914 годами творчество Дерена отражало его увлечение искусством старых мастеров.
Известно, что Дерен продолжал работу над картиной в течение долгого времени, переписывая целые участки. Поэтому под верхним слоем живописи сохранился первоначальный вариант изображения, что представляет особый интерес для исследователей. Влияние мирового художественного наследия в работах Андре Дерена сочеталось с собственным уникальным видением мастера. «Субботний день» — наиболее яркий пример такого синтеза.
На пресс-конференции, посвященной началу реставрации картины Андре Дерена «Субботний день».
Фото: ГМИИ им. Пушкина
Фото: ГМИИ им. Пушкина
Картина «Субботний день», в числе семи полотен художника, стала одним из последних приобретений Сергея Щукина для его московского собрания и была куплена в год ее создания. Позднее полотно пополнило коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина.
«Щукина не интересовали „мертвые художники“ — ему нужен был художник новый и живой, который бы создавал будущее прямо сейчас, а наш коллекционер был бы его „соучастником“. Такими художниками стали Матисс, Пикассо и Дерен», — читайте наш материл о коллекционере. О коллекции Сергея Щукина и сенсации этого сезона в Париже — масштабной выставке в Фонде Луи Вуттон, на которую не смогла поехать картина Андре Дерена «Субботний день», — читайте в обзоре Артхива.
Перемещения стола
Как отметил на пресс-конференции заведующий отделом реставрации ГМИИ им. А.С. Пушкина Игорь Бородин, по верхним красочным слоем картины находится другое изображение. Если присмотреться очень внимательно, в верхней части проглядывает изображение стола, который в окончательном варианте находится в нижней части полотна. Таким образом, реставраторы предполагают, что за тот год, в течение которого Дерен писал и переписывал картину, он развернул композицию практически на 180 градусов. Что скрывается под известным нам изображением? Вот так интрига!На картине «Субботний день» Дерен изобразил свою семью: мать, младшую сестру и служанку. Их лица напоминают маски. Возможно, так художник пытался передать свои родовые черты. Тогда причем тут служанка? Вопросов много. Реставраторы не только реставрируют полотно, но и займутся научными изысканиями — вероятно, после окончания работ мы узнаем немало интересных деталей. Пока же предстоит убрать несколько заплат с оборота картины, провести рентгеноскопический анализ и исследовать краски. Полотно отчистят от загрязнений, восстановят кромки. Тогда уже можно буде отправить его на выставку в Париж.
Можно говорить о своеобразном реванше: в нынешнем году, ввиду состояния картины, «Субботний день» остался дома и не отправился во французскую столицу на выставку работ из коллекции Сергея Щукина.
Субботний день
1914, 181×229 см
Возможности для комплексного исследования и реставрации наиболее масштабных и значимых произведений из собрания Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков появились у Музея благодаря программе сотрудничества с Росбанком. На очереди — реставрация работ Моне и Гогена.
За ходом работ можно будет следить онлайн на странице Отдела реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина.
За ходом работ можно будет следить онлайн на странице Отдела реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина.
Титульная иллюстрация: Андре Дерен, «Субботний день» (1914). По материалам пресс-релиза ГМИИ им. Пушкина.