войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

ГМИИ им. А.С. Пушкина начал реставрацию картины Андре Дерена «Субботний день»

В преддверии масштабной выставки французского художника Андре Дерена, которая состоится осенью 2017 года в Париже, в ГМИИ им. Пушкина приняли решение отреставрировать знаменитое полотно художника и заодно разгадать тайны этой необыкновенной картины.
ГМИИ им. А.С. Пушкина начал реставрацию картины Андре Дерена «Субботний день»
Французский художник Андре Дерен (1880−1954) в своем творчестве испробовал практически все модернистские течения в живописи — от импрессионизма и фовизма до кубизма и неоклассики. Его полотно «Субботний день» из коллекции ГМИИ им. Пушкина, написанное в 1914 году, считается одним из центральных произведений «готического» периода творчества художника. Между 1911 и 1914 годами творчество Дерена отражало его увлечение искусством старых мастеров.
Известно, что Дерен продолжал работу над картиной в течение долгого времени, переписывая целые участки. Поэтому под верхним слоем живописи сохранился первоначальный вариант изображения, что представляет особый интерес для исследователей. Влияние мирового художественного наследия в работах Андре Дерена сочеталось с собственным уникальным видением мастера. «Субботний день» — наиболее яркий пример такого синтеза.
На пресс-конференции, посвященной началу реставрации картины Андре Дерена «Субботний день». 
Фото: Г
На пресс-конференции, посвященной началу реставрации картины Андре Дерена «Субботний день».
Фото: ГМИИ им. Пушкина
Картина «Субботний день», в числе семи полотен художника, стала одним из последних приобретений Сергея Щукина для его московского собрания и была куплена в год ее создания. Позднее полотно пополнило коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина.
«Щукина не интересовали „мертвые художники“ — ему нужен был художник новый и живой, который бы создавал будущее прямо сейчас, а наш коллекционер был бы его „соучастником“. Такими художниками стали Матисс, Пикассо и Дерен», — читайте наш материл о коллекционере. О коллекции Сергея Щукина и сенсации этого сезона в Париже — масштабной выставке в Фонде Луи Вуттон, на которую не смогла поехать картина Андре Дерена «Субботний день», — читайте в обзоре Артхива.
ГМИИ им. А.С. Пушкина начал реставрацию картины Андре Дерена «Субботний день»

Перемещения стола

Как отметил на пресс-конференции заведующий отделом реставрации ГМИИ им. А.С. Пушкина Игорь Бородин, по верхним красочным слоем картины находится другое изображение. Если присмотреться очень внимательно, в верхней части проглядывает изображение стола, который в окончательном варианте находится в нижней части полотна. Таким образом, реставраторы предполагают, что за тот год, в течение которого Дерен писал и переписывал картину, он развернул композицию практически на 180 градусов. Что скрывается под известным нам изображением? Вот так интрига!
ГМИИ им. А.С. Пушкина начал реставрацию картины Андре Дерена «Субботний день»
На картине «Субботний день» Дерен изобразил свою семью: мать, младшую сестру и служанку. Их лица напоминают маски. Возможно, так художник пытался передать свои родовые черты. Тогда причем тут служанка? Вопросов много. Реставраторы не только реставрируют полотно, но и займутся научными изысканиями — вероятно, после окончания работ мы узнаем немало интересных деталей. Пока же предстоит убрать несколько заплат с оборота картины, провести рентгеноскопический анализ и исследовать краски. Полотно отчистят от загрязнений, восстановят кромки. Тогда уже можно буде отправить его на выставку в Париж.

Можно говорить о своеобразном реванше: в нынешнем году, ввиду состояния картины, «Субботний день» остался дома и не отправился во французскую столицу на выставку работ из коллекции Сергея Щукина.
Возможности для комплексного исследования и реставрации наиболее масштабных и значимых произведений из собрания Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков появились у Музея благодаря программе сотрудничества с Росбанком. На очереди — реставрация работ Моне и Гогена.
За ходом работ можно будет следить онлайн на странице Отдела реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина.
Титульная иллюстрация: Андре Дерен, «Субботний день» (1914). По материалам пресс-релиза ГМИИ им. Пушкина.