Фредерика Лейтона в Лондоне.
Лауренс Альма-Тадема (1836 — 1912) родился в городке Дронрейп неподалёку от Леувардена и вырос во Фрисландии. В 16 лет юноша поступил в Художественную академию в Антверпене, где его наставником был представитель романтизма Хендрик Лейс. После окончания образования и нескольких совместных проектов с учителем, Альма-Тадема с молодой супругой отправился в медовый месяц в Рим и Помпеи. Его очаровало великолепие древних руин, и с тех пор римская и греческая античность стала главной темой полотен.
В 1870 году художник переехал в Лондон, где получил британское гражданство и стал называть себя на английский манер — Лоуренс.
Слева: автопортрет Лоуренса (тогда ещё Лауренса) Альма-Тадемы, написанный в 1852 году, когда будущий мастер поступил в Художественную академию в Антверпене
В 1899 году королева Виктория посвятила живописца в рыцари, что дало ему право именоваться «сэр Лоуренс». Его работы были популярны и в Америке, где их покупали богатые люди той эпохи, например, миллионер Уильям Генри Вандербильт. К концу жизни живописец скопил состояние, которое в наше время оценивается приблизительно в 5 млн фунтов стерлингов.
Наше представление о римской античности в значительной степени определяется картинами Альма-Тадемы. Написанные им бытовые сцены чрезвычайно убедительны и воздействуют на воображение. Так что неудивительно, что такие киностудии как Голливуд и итальянская Чинечитта захотели оживить его полотна своих «древнеримских» лентах.
Первые режиссёры, среди которых Фредерик Томпсон, Энрико Гуаццони и Марио Казерини, искали визуальный язык для нового вида искусства, а Лоуренс Альма-Тадема предоставил им прекрасные шаблоны. К цитированию его картин прибегали Сесиль де Милль, Уильям Уайлер, Стенли Кубрик и даже Ридли Скотт — в блокбастерах «Гладиатор» (2000) и «Исход: цари и боги» (2014).
Слева: «ожившую» картину Лоуренса Альма-Тадемы «Египетский жонглёр» (1870) можно увидеть в одном из эпизодов фильма «Гладиатор» Ридли Скотта (см. видео ниже)
Фризский музей владеет самой большой в мире коллекцией произведений Лоуренса Альма-Тадемы. На выставке будут представлены в общей сложности 200 экспонатов, включая 18 картин его жены Лауры и дочери Анны, десятки гравюр, рисунков и предметов из студии художника.
Но центральными объектами станут картины «Розы Гелиогабала», «Серебряные любимцы», «Amo te, ama me», а также недавнее приобретение музея — «Вход в римский театр». Это полотно на протяжении десятилетий принадлежало Уильяму Вандербильту и обеспечило художнику место на американском рынке и международную известность.
Слева: Лоуренс Альма-Тадема, «Серебряные любимцы» (1903)
«Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Одна из них, на переднем плане, выглядит моложе остальных, её чёрные локоны украшены венком из цветов. Девушка встала на колени на каменный выступ-скамью и, кажется, пытается рассмотреть среди мореплавателей своего возлюбленного, чтобы помахать ему рукой.
Две другие леди выглядят немного старше. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Цвет моря мягко меняется с нежно-голубого, который почти сливается с небом, к сине-зелёному. С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек, мраморный выступ и большого бронзового зверя, обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов.