Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Британская Королевская коллекция — это одно из крупнейших и наиболее важных собраний произведений искусства в мире,а также одна из немногих великих коллекций европейских монархов,сохранившихся в неприкосновенности.
«Урок музыки»(правильное название этого произведения — «Дама у вирджинала с кавалером») — это одна из 36-ти редких сохранившихся работ Яна Вермеера. Картина датируется 1660 — 1662 годами и изображает женщину и мужчину у вирджинала,«брата» клавесина. Над инструментом висит зеркало,в котором отражается подножие мольберта Вермеера.
Музыка,несомненно,является символом любви в этой сцене,что подтверждается и названием инструмента(он латинского virgin — «девушка», «девственница»).
Слева: Ян Вермеер,«Дама у вирджинала с кавалером»(«Урок музыки»), ок. 1661
Эту картину купил король Великобритании Георг III в 1762 году. Тогда её приписывали Францу ван Мирису Старшему и лишь позже признали шедевром Вермеера. Кстати,это полотно не числилось в «любимцах» монарха. Не последнюю роль в этом сыграла«неизящная» и «безвкусная» композиция: в центре находится стол,покрытый ковром,а люди«задвинуты» на задний план. Так что произведение довольно долго висело в дальнем углу Виндзорского замка.
Питер де Хох, «Двор в Дельфте вечером. Пряха» (1657)
Герард Терборх, «Кавалер, заставляющий даму пить» (1659)
В коллекции Маурицхёйса есть три работы Вермеера: «Диана с нимфами»(1654), «Вид Дельфта»(1661) и «Девушка с жемчужной серёжкой»(1665). Однако в этом собрании не хватает жанровых сцен,которые так любил художник,и потому галерея рада возможности продемонстрировать ещё одно полотно,хоть и непродолжительное время.
Слева: Виллем ван Мирис,«Позабытая лютня»(1710)
Ниже: картины старых голландцев из Британской Королевской коллекции в залах галереи Маурицхёйс. Фото: mauritshuis. nl
Другой«изюминкой» выставки«Домой,в Голландию» стала«Дама за туалетом» Яна Стена,датированная 1663 годом.
На картине мы видим молодую женщину,которая,судя по следам на икрах,не надевает,а снимает чулки,при этом в упор глядя на зрителя. Здесь тоже просматривается амурный подтекст. Такие образы были чрезвычайно популярны в своё время. Изобразив в дверном проёме череп под лютней с лопнувшей струной,Стен намекает на мимолётность физических удовольствий.
Годфрид Схалкен, «Игра “Дама, приди в сад”» (1760-е)
Питер де Хох, «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658)
Помимо двух уже упомянутых«хедлайнеров», на выставке представлены ещё 20 жанровых картин голландских художников Золотого века из Британской Королевской коллекции. Обычно они висят за закрытыми дверями в Букингемском дворце и других королевских резиденциях. В свою очередь Маурицхёйс добавил к ним одно полотно из своего собрания.
Выше: Картина Геритта Доу«Молодая мать»(1658) — единственный шедевр из коллекции Маурисхёйса на выставке«Домой,в Голландию: Вермеер и его современники»
Выставка«Домой,в Голландию» представляет жизнь той эпохи во всём её многообразии: крестьянские драки,флиртующие дамы и господа,любящие матери и простые лавочники.
Некоторые бытовые сцены имеют более глубокое,часто моралистическое значение,которое может быть как явным,так и скрытым. Но привлекательности полотнам добавляет то,как умело художники изображали своих персонажей и их окружение.
Франц ван Мирис Старший, «Девушка, продающая виноград старухе» (1655)
Кстати,11 октября в Маурицхёс должна приехать герцогиня Кембриджская. Её королевское высочество осмотрит выставку«Домой,в Голландию», часть которой перед этим побывала в Букингемском и Холирудском дворцах у неё на родине,а также постоянную коллекцию галереи,включающую«Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеера,«Щегла» Карела Фабрициуса и «Быка» Паулюса Поттера. Затем супруга принца Уильяма,которая получила степень в области истории искусства в университете Сент-Эндрюс,посетит урок рисования в художественной мастерской галереи.
Выставка«Домой,в Голландию: Вермеер и его современники» в Королевской галерее Маурицхёйс открывается 29 сентября и будет работать до 8 января 2017 года.
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге