войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Домой, в Голландию: Вермеер и его современники» прибыли в Гаагу

Шедевр Яна Вермеера «Урок музыки» этой осенью впервые за 20 лет вернулся в Нидерланды. Картина, которой вот уже более 250 лет владеют британские монархи, стала центром выставки «Домой, в Голландию: Вермеер и его современники» в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге. Вместе с ней Британская Королевская коллекция прислала ещё два десятка работ таких «гроссмейстеров» голландской жанровой живописи, как Ян Стен, Герард Терборх, Геррит Доу, Питер де Хох, Виллем ван Мирис и Габриэль Метсю.
«Домой, в Голландию: Вермеер и его современники» прибыли в Гаагу
Британская Королевская коллекция — это одно из крупнейших и наиболее важных собраний произведений искусства в мире, а также одна из немногих великих коллекций европейских монархов, сохранившихся в неприкосновенности.
«Урок музыки» (правильное название этого произведения — «Дама у вирджинала с кавалером») — это одна


«Урок музыки» (правильное название этого произведения — «Дама у вирджинала с кавалером») — это одна из 36-ти редких сохранившихся работ Яна Вермеера. Картина датируется 1660 — 1662 годами и изображает женщину и мужчину у вирджинала, «брата» клавесина. Над инструментом висит зеркало, в котором отражается подножие мольберта Вермеера.

Музыка, несомненно, является символом любви в этой сцене, что подтверждается и названием инструмента (он латинского virgin — «девушка», «девственница»).



Слева: Ян Вермеер, «Дама у вирджинала с кавалером» («Урок музыки»), ок. 1661

Эту картину купил король Великобритании Георг III в 1762 году. Тогда её приписывали Францу ван Мирису Старшему и лишь позже признали шедевром Вермеера. Кстати, это полотно не числилось в «любимцах» монарха. Не последнюю роль в этом сыграла «неизящная» и «безвкусная» композиция: в центре находится стол, покрытый ковром, а люди «задвинуты» на задний план. Так что произведение довольно долго висело в дальнем углу Виндзорского замка.
  • Питер де Хох, «Двор в Дельфте вечером. Пряха» (1657)
  • Герард Терборх, «Кавалер, заставляющий даму пить» (1659)
В коллекции Маурицхёйса есть три работы Вермеера: «Диана с нимфами» (1654), «Вид Дельфта» (1661) и «





В коллекции Маурицхёйса есть три работы Вермеера: «Диана с нимфами» (1654), «Вид Дельфта» (1661) и «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665). Однако в этом собрании не хватает жанровых сцен, которые так любил художник, и потому галерея рада возможности продемонстрировать ещё одно полотно, хоть и непродолжительное время.





Слева: Виллем ван Мирис, «Позабытая лютня» (1710)

Ниже: картины старых голландцев из Британской Королевской коллекции в залах галереи Маурицхёйс. Фото: mauritshuis. nl
Другой «изюминкой» выставки «Домой, в Голландию» стала «Дама за туалетом» Яна Стена, датированная 1663 годом.
На картине мы видим молодую женщину, которая, судя по следам на икрах, не надевает, а снимает чулки, при этом в упор глядя на зрителя. Здесь тоже просматривается амурный подтекст. Такие образы были чрезвычайно популярны в своё время. Изобразив в дверном проёме череп под лютней с лопнувшей струной, Стен намекает на мимолётность физических удовольствий.
  • Годфрид Схалкен, «Игра “Дама, приди в сад”» (1760-е)
  • Питер де Хох, «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658)
Помимо двух уже упомянутых «хедлайнеров», на выставке представлены ещё 20 жанровых картин голландских художников Золотого века из Британской Королевской коллекции. Обычно они висят за закрытыми дверями в Букингемском дворце и других королевских резиденциях. В свою очередь Маурицхёйс добавил к ним одно полотно из своего собрания.
Выше: Картина Геритта Доу «Молодая мать» (1658) — единственный шедевр из коллекции Маурисхёйса на выставке «Домой, в Голландию: Вермеер и его современники»
Выставка «Домой, в Голландию» представляет жизнь той эпохи во всём её многообразии: крестьянские драки, флиртующие дамы и господа, любящие матери и простые лавочники.
Некоторые бытовые сцены имеют более глубокое, часто моралистическое значение, которое может быть как явным, так и скрытым. Но привлекательности полотнам добавляет то, как умело художники изображали своих персонажей и их окружение.
  • Франц ван Мирис Старший, «Девушка, продающая виноград старухе» (1655)
  • Годфрид Схалкен, «Семейный концерт» (поздние 1660-е)
Кстати, 11 октября в Маурицхёс должна приехать герцогиня Кембриджская. Её королевское высочество осмотрит выставку «Домой, в Голландию», часть которой перед этим побывала в Букингемском и Холирудском дворцах у неё на родине, а также постоянную коллекцию галереи, включающую «Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеера, «Щегла» Карела Фабрициуса и «Быка» Паулюса Поттера. Затем супруга принца Уильяма, которая получила степень в области истории искусства в университете Сент-Эндрюс, посетит урок рисования в художественной мастерской галереи.
Выставка «Домой, в Голландию: Вермеер и его современники» в Королевской галерее Маурицхёйс открывается 29 сентября и будет работать до 8 января 2017 года.
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге